Главный документальный фильм конца июля рассказывает о жизненном пути великого и очень популярного тенора современности — Лучанно Паваротти. Режиссёр Рон Ховард (две премии Оскар) вместе со своей командой, работавшей над популярной документальной картиной «The Beatles: восемь дней в неделю – годы гастролей» (2016), попытался показать нам Паваротти как человека, а не знаменитость и звезду оперы. Для этого были добыты и отсмотрены семейные видео и фотографии из архивов, взяты десятки интервью, а также был тщательно проработан и реализован сценарий фильма (Марк Монро), построенного по принципу трёхактовой оперы. Ещё одним — и чуть ли не самым важным элементом — стал звуковой ряд, за который отвечал звукорежиссёр Крис Дженкинс. 

Фильм начинается с видеозаписи 1995 года, на которой Паваротти в Бразилии поёт в уже закрытом оперном театре Teatro Amazonas, в котором когда-то однажды спел Карузо. Поёт он буквально для пары десятков человек, случайно оказавшихся рядом, а они всё спрашивают друг у друга, кто же этот певец. Это видео сразу задаёт основную идею фильма: мы понимаем, что картина расскажет нам о человеческих качествах, о стремлениях великого тенора и, конечно, о таланте Лучано Паваротти.

Лучано Паваротти был сыном пекаря, и отец его пел в церковном хоре. И о своём отце Паваротти говорит так: «У моего отца голос был лучше, чем у меня, но когда я говорю об этом, мне не верят. А это абсолютная правда!» Это только одна из многих маленьких и очень любопытных историй, на которых строится фильм, и просто необходимо посмотреть их все, многие из которых демонстрируются публике впервые. Зритель узнает биографию Паваротти от людей, которые были рядом в те или иные моменты его жизни: об этом расскажут его дети, любимые женщины, близкие друзья. Зрительская аудитория увидит очень интимные видеозаписи домашних разговоров Паваротти со своей женой. Среди самых ярких моментов фильма будет даже смешная и неожиданная история о том, как Лучано Паваротти стал другом домработницы лидера группы U2, рассказанная самим Боно! В числе самых именитых интервьюируемых — Пласидо Доминго и Хосе Каррерас. А эпизод фильма о выступлениях трёх великих теноров — самый кинематографичный во всём фильме. 

Будет также короткий и очень трогательный рассказ дочери Лучано Паваротти о том, в какой опере Паваротти больше всего нравилось играть и петь, потому что, по его словам, это чуть ли не единственная опера, в которой его герой не умирал. Для тех, кто не знаком с особенностями оперы, в фильме расскажут о том, чем необычны голоса теноров, какую оперную арию может спеть только великий тенор и почему Паваротти называют «королём девяти верхних до». А ещё будет главное визуальное впечатление фильма: всегда улыбающийся большой, открытой и наивной улыбкой Лучано Паваротти, говорящий одну из самых сильных фраз о самом себе: «Моё детство прошло во время войны, и теперь эта война всегда со мной». И голос, голос, великий голос великого Паваротти. Но также — много другого, о чём ещё только предстоит узнать.

Тем не менее, скажем откровенно: фильм «Паваротти» — не образец документальной кинематографичности. Фильм предлагает нам знание, а не познание, и он больше рассказывает, чем показывает. Всё это стоит признать, но это — не со знаком «минус». Такой вид документального кино, который условно можно назвать кинопублицистикой, очень важен, и 99% фильмов о великих, но уже ушедших людях, снимаются именно так: каждая из этих картин собирается из архивных материалов и интервью. Создатели фильма «Паваротти» действительно выжимают абсолютный максимум из своего жанра, находясь в рамках величия и знаковости фигуры Лучано Паваротти, но, к сожалению, не переходят ту заветную грань, за которой реальность Другого становится реальностью собственной, ощутимой и осознаваемой. Рон Ховард, однако, такой задачи перед собой и не ставит. Его задача в другом — рассказать о Лучано Паваротти как о человеке, у которого был непростой жизненный путь и определённая цель: нести оперное искусство в массы. С этой задачей фильм успешно справляется и, продолжая дело Паваротти, легко и увлекательно заманивает зрителя в оперное искусство. 

Именно поэтому «Паваротти» рекомендован к просмотру абсолютно всем: тем, кто любит оперу и знаком с оперным гением Лучано Паваротти (потому что абсолютно точно расскажет им много нового об этом удивительном человеке), тем, кто только начинает познавать мир высокой академической музыки и хотел бы узнать побольше об одной из самых главных и больших звёзд оперы, даже тем, кто оперой вовсе не интересуется и интересоваться не собирается — для них в фильме будет много интересных жизненных историй, а количество популярных людей на квадратный сантиметр плёнки точно никого не разочарует. И (в завершение) не забудьте о том, что настоящее удовольствие — только на большом экране!

Изображения: Вольга