Сборник «Родня»

Программа российских фильмов «Родня» репрезентовала акцент, отражающий важный диагноз последних поколений, где проблема ЛГБТ-сообщества взята как пример. Это сложный невротический конфликт молодых людей, воспитывающихся в близости с родителями. Проблемы самоопределения и ориентации сталкиваются с давлением старших: с одной стороны — опека и благодарность, с другой — катастрофический страх быть непонятым. Пока западное ЛГБТ-сообщество решает глобальные вопросы места в мировом обществе, в России идет поиск гармонии между чувством стыда, которое родители прививают детям с детства, и готовностью отражать потенциальные атаки внешнего мира. Программа пестрит разнообразием форм, хоть и состоит из четырёх фильмов.

Герои картины «Плохая дочь» (2020; реж. Светлана Сигалаева) бродят в потемках семейной поруки. В интерьерах с «человейниками» за окном разворачивается семейный скандал — переживающая возможную измену мужа мать застает дочь с несовершеннолетней девушкой. Законсервированные в быту и однообразии родители, которые не смогли создать крепкую семью, внезапно солидаризируются в непонимании ситуации, что стоит им в итоге психического здоровья дочери.

В фильме «Суп»(2019; реж. Инга Сухорукова) молодой человек спускается по своей лестнице Иакова из поднебесной самостоятельной жизни к старым интенциям отца. Два параллельных потока — два поколения — движутся по своему маршруту и сходятся там, где обида ещё взяла вверх, в воспоминаниях о детстве. И снова давление даёт о себе знать: освобождённое молодое поколение вынуждено мириться с комплексами родителей.

Потерянная коммуникация безуспешно регенерирует в анимационном фильме с документальными вставками «Поговорим?» (2020; реж. Екатерина Михеева). Здесь процесс нормализации отношений с родителями в контексте признания гомосексуальности превращается в некую анимированную схему, где тонко обрисовываются психологические защиты близких людей от неудобной для них правды. Иногда это видимость понимания или шутки, но общая картина остается неизменной: ЛГБТ-подростки чувствуют себя ненужными и несчастными в своих же семьях. Выход — стать самостоятельным, а после открываться — кажется на этом фоне самым правильным.

Ещё более экспериментальным выглядит высказывание «Год белой Луны» (2020; реж. Максим Печерский), включающее пустующую картину и зимний пейзаж в настоящий диалог матери и сына по телефону, который продолжается более 15 минут. Сын сначала косвенно, а затем более прямолинейно признается матери в своей гомосексуальности, та включает защитные механизмы (в первую очередь замещение), переводя наполненный драматизмом диалог на охотящихся хищников в программе National Geographic. Витиеватая беседа отлично демонстрирует сложность признания родителям, которые часто считают свой эгоизм дефолтной семейной единицей.

Сборник «Двуглавый дракон»

Программа «Двуглавый дракон» освещает отношения однополых пар. Внешний мир ненароком цепляет их родственными узами или прямой опасностью, заставляя отношения существовать в виде отдельной экосистемы. Это зарубежное короткометражное кино не только на ЛГБТ-тематику. 

Боснийская история «Фикус» (2019; реж. Андрей Волкашин; Босния и Герцеговина, Северная Македония) насыщена флюоресцентными отблесками творчества Рефна, но человечна и мелодична, полна гуманизма и ночного обаяния. Это история, как ощущение праздника, рассеивает человеческие проблемы. Переживающий неприятный разрыв молодой человек встречает новый год с подругой, которая держит в себе страшную тайну. За одну ночь тот переосмысляет свою несчастную любовь.

Из разговора чувств и эмоций сплетена светлая картина «Незнакомки» (2019; реж. Джемисон Пирс; Австралия). Женщина, находящаяся в доме престарелых, на закате жизни снова влюбляется, нежно и платонически, в свою ровесницу. Когда организовать досуг практически невозможно — остаётся мечтать и воображать. В светлых тонах картина раскрывает палитру невидимыми энергетическими потоками.

Украинский фильм «Счастливые годы» (2019; реж. Светлана Шимко, Галина Ярманова; Украина) по настроению немного похож на «Год белой Луны», однако насыщен динамичными документальными кадрами счастливых людей, свадеб и духа перестроечного времени. Подчёркиваются стиль, портреты и настроение. Тем не менее за витринным счастьем позднесоветского человека прячется личность, для которой место рождения стало предопределением судьбы. Это рассказ женщин-лесбиянок, вынужденных мириться со строем и общественными нормами, когда социальной помощи не было, а однополая любовь отрицалась как миф. Наглядная демонстрация амбивалентности советской системы.

«Имя сына» (2019; реж. Мартина Мацкин; Аргентина) — неспешная и спокойная история из Аргентины о взаимоотношения сына и отца. Цветокоррекция выполнена в мрачных тонах, будто иллюстрируя сложность грядущего познания, которое испытывает отец при воспитании сына. В отличие от героев российских короткометражек отец проактивен в желании понять сложный меняющийся мир его ребёнка.

«Двуглавый дракон» (2019; реж. Парис Каннес До Насименто; Бельгия) — сплетенная из флешбэков, визуальных образов и арт-перфомансов сложная работа, охватывающая за 21 минуту два континента, тревоги, бюрократию и социальную проблематику. Два брата-близнеца нетрадиционной ориентации оказываются по обе стороны океана. Один имигрировал в Бельгию — оказавшись в благополучии и безопасности, другой остался в Бразилии — стране с самым большим количеством убийств гомосексуалов на душу населения. Шагая по границе ада, один из братьев, которого играет режиссёр, вытаскивает оттуда родного человека. Картина наделена рефлексией о нынешнем «правом развороте» Европы и опасности одержимых людей во власти, каковым является президент Бразилии Жаир Болсонару, известный гомофобными высказываниями. Мир в патовой ситуации: правые настроения растут, но процесс получения статуса беженца в Европе — один из немногих способов спастись без дорогого входного билета.

Сборник «На волне»

Программа «На волне» повествует о социальной интеграции. Герои растворяются в повседневности, но в определенных ситуациях им приходится показывать свои чувства, которые связаны не только с отношениями, но и с профессиональным поиском.

Встреча двух одношкольников, не замечавших друг друга, в фильме «С.Э.М.» (2020; реж. Ллойд Эйр-Морган, Нил Эли; Великобритания) соединяет двух изгоев. Один из героев — подросток с небольшими ментальными отклонениями, другой — нетрадиционной ориентации. Два человека, оторванных от привычного мира, рядом друг с другом раскрываются по-новому, с ироничным взглядом на жизнь. Насыщенная юмором картина обёрнута в оболочку классической британской социалки.

Фото ©️ Бок о бок
Фото ©️ Бок о бок

Проникновенная и трогательная «На волне» (2018; реж. Артур Серра Араджо; Португалия) — португальская история о том, как обстоятельства заставляют людей по-новому раскрывать себя. Игра теней, силуэтов, шёпот и звёзды — двух женщин на ночном пляже охватывает страсть. Кто из них настоящий, а кто играет в игру? Подмечены самые незаметные детали, движения, а диалоги искренны.

Дерзкая в своей экзотичной необычности «Дарлинг» (2019; реж. Саим Садик; Пакистан) — история о пакистанской трансгендерной женщине. Одна из самых опасных стран – Пакистан, где обливание кислотой является нормальной практикой, — предстает живой со своим шоу-бизнесом, куда хочет попасть главная героиня. И её за эту смелость хочется уважать.

Молодой израильский служивый в «Прослушке» (2019; реж. Омер Штеренберг; Израиль) занимается слежкой за потенциальным подозреваемым. Оказывается, что объект — нетрадиционной ориентации. Вместе с военным зритель проходит несколько стадий принятия права быть собой.

В «Чуде» (2018; реж. Стеф Смит; Австралия) разбирается в себе сам герой, вспоминая себя в детстве. Главный герой вырос в консервативной семье и через ткань бессознательного пытается найти грань между принятием своей необычности и веры в бога, привитой с детства. Очень яркая и находчивая картина с чередой флешбэков и атмосферой сюрреализма.

Короткометражка о работягах «Миллер и Сын» (2019; реж. Ашер Елинский; США) раскрывает тезис о том, что среди пролетарских слоёв, которые почему-то интеллигенция считает гомофобными, гораздо больше представителей ЛГБТ, чем среди мещан. Это история о юноше-трансгендере, который днём работает на автомойке. Ночью он уходит танцевать в клуб, а днём отец ждет его на работе.

«Короткая икроножная мышца» (2019; реж. Виктория Вармердам; Нидерланды)  юмористическая история из Голландии, раскрашенная в зелёный цвет, будто в мир лепреконов, хотя главного героя называют «гном». Гном — потому что имеет редкую особенность тела: короткую икроножную мышцу. Герой сталкивается с ироничным отношением окружающих и своего парня, а в итоге попадает в полицию. Из места действия можно подчеркнуть, что ЛГБТ в Голландии уже преодолели все трудности социальной адаптации и проблема героя охарактеризована как проблема населения развитой страны.

Забавная и лёгкая «Семейная интрижка» (2019; Флоренс Кейт-Роч; Великобритания) рассказывает о молодой женщине 30 лет, которая после своего дня рождения просыпается в неизвестном для неё доме и знакомится с шутливым дедушкой. Заигрывание незнакомца заставляет героиню примерять на себя разные роли, пока в итоге ей не открывается правда. Это комедия о гибком сознании.


18+ Сборники короткого метра: некоторые программы доступны онлайн до 19 ноября в онлайн-кинотеатре ки­нофес­ти­валя «Бок о Бок» | 18+

Оз­на­комить­ся с ин­форма­ци­ей и при­об­рести би­ле­ты на филь­мы фес­ти­валя мож­но на офи­ци­аль­ном сай­те ки­нофес­ти­валя «Бок о Бок» | 18+