Эдсон Ода — новичок в мире полнометражного кинематографа, что, впрочем, не помешало режиссёру японо-бразильского происхождения ворваться с дебютом в шорт-лист фестиваля независимого кино в Парк-Сити. Картина «Девять дней» (2020) была удостоена премии имени Валдо Солта за работу сценариста, которым выступил сам Ода. Сценарный сюжет действительно самобытный в своём жанре, изобретательно совмещающий философию трансцендентного с житейской романтикой.

Автор разворачивает действие фильма в неком метафизическом пространстве. Здесь посреди пустынной местности стоит вполне земного вида домик, чья вызывающая централизация притягивает внимание, и лишь нарочито пустынный пейзаж создаёт лёгкое ощущение ирреальности в сознании зрителя. Сверхъестественное в фильме визуально маскируется под привычное. История, описывающая параллельную реальность, лежащую за пределами человеческого понимания, на самом деле максимально очеловечена, отсылая к законам древнегреческой мифологии. Внешние жанровые маркеры фантастичности практически стёрты режиссёром: нет здесь ни костюмированной драмы, ни спецэффектов с участием хромакея. Остаётся лишь бескомпромиссный путь вглубь сюжета — в закоулки душ к чудесам другого порядка. Это начинает ощущаться уже в первых открывающих сценах с главным героем Уиллом (Уинстон Дьюк), жителем загадочного дома, имеющим очень необычную профессию. Он кто-то вроде члена небесной канцелярии, в обязанность которого входит собеседование никогда не живших душ на вакантное место испытать чудесный опыт рождения. Основную часть рабочего времени Уилл проводит всматриваясь в ламповые телеэкраны, в каждом из которых течёт физическая жизнь душ уже отобранных им ранее, со всеми человеческими горестями и радостями, страданиями и удовольствиями. Уилл — необычный интервьюер, когда-то он и сам прошёл путь жизни на Земле, и это очевидно мешает ему быть непредвзятым в своей работе.

Посмотреть «Девять дней» — значит не упустить сразу несколько отличных возможностей. Кроме шанса увидеть Уинстона Дьюка — того самого суперзлодея М’Баку из «Чёрной Пантеры» (2018) — в нехарактерной роли, раскрывающей новые грани его драматического таланта, есть ещё прекрасные актёрские работы Зази Битц, Бенедикта Вонга, Билла Скарсгарда.

Второй очевидный плюс, позволяющий картине удовлетворить не только эстетские запросы зрителя, но и фабульную достоверность, — это художественно обыгранная атмосфера окружающей среды. Похожая на пейзажи древнего высохшего океана, она интригует ещё на этапе экспозиции, сохраняясь во время дальнейшего погружения в не менее загадочный внутренний мир самих героев и подпитывая желание зрителя скорее разгадать эту историю. Гипнотические виды, снятые в окрестностях штата Юта, благодаря мастерству оператора и богатству природы действительно позволили воплотить в фильме ауру другого измерения и необходимую по сюжету статику застывшего времени.

Герои фильма, участвующие в кастинге на шанс прожить жизнь, как, впрочем, и их экзаменатор в процессе девяти отведённых им дней буквально обнажают разные свойства своих душ, даря нам возможность не только понять и полюбить их, но и заново пережить яркие эмоциональные опыты, вспомнить о том, почему жизнь прекрасна. Режиссёру Эдсону Оде удалось уместить в ограниченный отрезок экранного времени неограниченные метасмыслы, обращающие наше внимание к целой череде концепций, религий и философий, цель которых заключается в размышлении о ценности и предназначении нашего существования. Это и кино — драматическая история, и кино-метафора, и кино, которое вы обязательно должны увидеть.

«Девять дней» (2020): ограниченные показы в Москве 18, 23, 29 октября и 7 ноября. 

Фильм будет демонстрироваться на языке оригинала с русскими субтитрами.

Би­ле­ты на фильмы фестиваля мож­но при­об­рес­ти на офи­ци­аль­ном сай­те CoolConnections