На протяжении всей своей истории массовый зрительский кинематограф стремительно развивается, и ни для кого не секрет, что основной его задачей является кассовый успех. Есть множество факторов, которые имеют влияние: будь то агрессивная рекламная кампания, раскрученный бренд (как результат этой кампании), качество кинопродукции и доверие зрителя или точное попадание в нерв конкретного зрительского поколения. С начала нового тысячелетия мы всё чаще слышим про ремейки, перезапуски и продолжения не только фильмов, бывших хитами для прошлых поколений, но и тех, что были сняты сравнительно недавно. И именно этот момент вызывает наибольший интерес. Если сперва это можно расценить как нехватку оригинальных идей, то немного углубившись, можно понять, что причина этому — минимизация рисков, когда ставки высоки. Крупные студии всё реже дают зелёный свет новым и оригинальным сюжетам, предпочитая продолжать или обновлять те, что уже закрепили свою репутацию в сознании массового зрителя. Удачно или нет — также зависит от множества причин, но на них мы сделаем акцент позднее.

Достаточно посмотреть на список большинства крупных проектов за последние годы, чтобы убедиться в том, что картины, являющиеся частью франшиз, занимают довольно большое место в прокатной сетке. Если взглянуть хотя бы на те, что вышли в 2019 году, то можно составить довольно обширный список: спорная попытка создать киновселенную от М. Найта Шьямалана, продолжение фэнтези-саги «Как приручить дракона 3», невзрачный ремейк классического хоррора «Кладбище домашних животных», несколько частей супергеройской эпопеи от Marvel («Капитан Марвел», «Мстители: Финал», «Человек-паук: Вдали от дома»), третья глава пострелушек с Киану Ривзом в «Джоне Уике 3», сразу две киноадаптации диснеевской классики («Аладдин» и «Король Лев»), невзрачная «Годзилла 2: Король монстров», финальная глава фильмов про мутантов от Fox «Люди Икс: Тёмный Феникс», и — как вишенка на торте — «Люди в чёрном: Интернэшнл», поставившие крест на легендарной серии фильмов. Список можно продолжать ещё долго, каждый год он продолжает лишь пополняться и обрастать. 

Но так ли это плохо, как кажется на первый взгляд? Ведь миру нередко являются примеры, когда продолжение или ремейк не только превосходят оригинал, но и становятся новой классикой. «Крёстный отец 2» (1974), «Безумный Макс 2: Воин дороги» (1981), «Терминатор 2: Судный день» (1991), «Шрек 2» (2004), «Тёмный рыцарь» (2008) — хотя бы эти несколько примеров, объединённые довольно популярной в кинематографе цифрой «2», уже говорят о многом. О том, например, что тема пока себя не исчерпала, а авторам есть что сказать, и что надежда на лучшее всегда имеет место. Немного иначе дело обстоит с сиквелами, которые снимают спустя долгие годы в попытке обновить франшизу, вдохнуть в неё свежесть и сделать её актуальной для нового поколения. Это мы рассмотрим позже на конкретных примерах.

Совсем другое дело здесь — ремейки. Их главная задача (на первый взгляд) — «обновить обёртку» фильма, подстроить содержание под форму изменившегося спустя годы зрителя. Иногда это выходит бездушно и коряво, исчезая из памяти людей со скоростью поглощения попкорна на киносеансах. Иногда, тем не менее, значительное количество фильмов, которые сейчас принято считать незыблемой классикой кино, являются именно ремейками других, более ранних картин. «За пригоршню долларов» (1964), «Нечто» (1982), «Лицо со шрамом» (1983), «Отступники» (2006), «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015), «Оно» (2017) — все эти фильмы также являются ремейками. И нужны они, по сути, тогда, когда идея фильма в классическом её виде выглядит устаревшей, но всё же актуальной. И, как показывает опыт, перенести её аккуратно, не нарушив целостности и сути картины — задача нелёгкая, но вполне посильная.

Немного сложнее всё обстоит с перезапусками — внешне их можно спутать с ремейками, но тут всё более радикально. В случае перезапуска серии фильмов сюжет полностью обновляется: персонажи остаются теми же, но они подвергаются колоссальным переработкам. По части перезапусков у нас пока лидируют комикс-мувис: достаточно взять киновселенную Marvel, перечеркнувшую ранние фильмы про супергероев, которая внедрила новый формат качества проработки сторителлинга в своих картинах.

Так как тема развития кинофраншиз довольно актуальна в наши дни, изучать мы её будем досконально и без лишней спешки. Будут рассматриваться типы сиквелов-ремейков-спин-оффов-перезапусков, анализ построения сюжета, влияние на дальнейшее развитие и множество других связанных с этим элементов. А чтобы понимать, как развивалось сие действо, обращаться мы будем к произведениям незыблемой классики. 

Изображения: IMDb