Прежде чем затрагивать крайне злободневную тему ремейков и перезапусков, сначала проанализируем структуры и вариации, которые чаще всего используются при создании франшиз. Для этого мы обратимся к тому, как устроены сериалы — они делятся на: так называемый вертикальный сериал, в котором каждая серия является законченной историей, и сериал горизонтальный (многосерийный фильм), в котором история развивается от серии к серии. При этом бывают различные комбинации таких структур — будь то сквозной обобщающий сюжет в вертикальном сериале либо локальные подсюжеты в многосерийном фильме. Точно так же устроено большинство франшиз.

Далеко ходить не надо: самая успешная на данный момент кинокампания по выпуску супергеройских фильмов — Marvel Cinematic Universe (Кинематографическая вселенная Marvel) — решила вывести этот формат на новый уровень. Сначала, снимая сольные фильмы про отдельных супергероев, но делая клиффхенгеры с помощью небольших и интригующих сцен после титров, они заложили фундамент для дальнейших экспериментов, и взаимодействие между фильмами было исключительно в этих сценах. Но затем главные герои стали кочевать из фильма в фильм, объединяясь в итоговом кроссовере с другими персонажами («Мстители» (2012)). Однако интереснее всего было в итоге увидеть, что такими кроссоверами действие не заканчивается, так как происходит некое «закрытие сезона», когда завершается более масштабная сюжетная линия, являющаяся лишь частью глобального сюжета, который проходит сквозь все фильмы серии.

Зачастую случается так, что фильм, для которого не планировалось продолжение, оказывается весьма успешным в прокате, и уже тогда решается, как пойдет дальнейшая судьба сюжета. Так, например, первый фильм об Индиане Джонсе назывался просто «Искатели утраченного ковчега» (1981). Уже после того, как фильм стал одним из самых кассовых в истории, серию решили продолжить. И так как сюжет первого фильма был завершённым произведением, серия пошла «вертикальным путём» — каждый новый фильм рассказывал новую историю с уже знакомыми персонажами. Порой, если изначально в фильме не закладывается фундамент под продолжение (теперь этого старательно избегают, добавляя в экспозицию фильма намеки на новые сюжетные линии), проще рассказать новую историю, в которой задействованы уже приглянувшиеся зрителю герои.

При этом в некоторых современных кинофраншизах принято делить сюжетные линии на основные и спин-оффы. Обычно такое случается, если есть ярко выраженная основная линия фильмов. А в спин-оффах нам рассказывают сюжеты, произошедшие в том же мире, где происходят события основных частей серии. Возьмём неочевидный пример: серия фильмов «Мумия возвращается» (2001) и «Царь скорпионов» (2002). Эти два фильма практически никак не связаны сюжетно, но их объединяет такой персонаж, как Царь скорпионов. И если в «Мумии» этот персонаж объявился в самом конце (в виде ужасающей компьютерной анимации Дуэйна Джонсона), то непосредственно «Царь скорпионов» (логично) рассказывает нам историю этого персонажа, но не показывает путь к его роли в «Мумии». Ну и один из очевидных и недавних примеров — «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» (2016), в котором нам рассказывали сюжет, заканчивающийся на моменте начала оригинальной саги.

В последнее время в связи с тем что студии не хотят рисковать кассой, очень многие массовые фильмы привязаны к уже существующим сериям. И, как уже было сказано ранее, не всегда это плохо. Работа в сценарных цехах ведется неустанная, и часто продолжения, казалось бы, законченных историй оказываются куда качественнее и проработаннее оригиналов. Именно об особенностях такого повествования мы и поговорим в следующий раз.

Изображения: kino-teatr