Борис Михайлович Кустодиев (1878 — 1927) входил в художественное объединение «Мир искусства». Одной из характерных черт объединения было обращение художников в своих работах к стилизации художественного языка прошедших эпох. Так, например, многие работы и театральные эскизы Льва Бакста (1866 — 1924) обращаются к искусству Древней Греции, Александра Бенуа (1870 — 1960) — к эпохе Людовика XIV, Константина Сомова (1869 — 1939) — к «галантному» веку и стилю рококо. Кустодиев решает далеко за вдохновением не ходить и останавливается на России. В своём творчестве он обращается к лубку, народной картинке. Основные темы картин художника — гуляния, ярмарки, застолья в кабаках. 

Сюжет фильма «Сибирский цирюльник» (1998) развивается в двух временных плоскостях — в Америке 1905 года и России 1895 года. Нас будет интересовать только русская линия фильма. Молодая американка Джейн Каллахэн (Джулия Ормонд) приезжает в Москву, чтобы помочь инженеру Дугласу МакКрекену (Ричард Харрис) «продвинуть» его изобретение — механическую самоходную лесопилку «Barber of Siberia». Для этого Джейн необходимо обворожить генерала Радлова (Алексей Петренко). По дороге в Москву американка знакомится с юнкером Андреем Толстым (Олег Меньшиков), и последний falls in love, что сильно осложняет миссию Джейн…

Нам необходим один конкретный эпизод фильма. Это празднование Масленицы на Москве-реке. Как уже говорилось выше, ряд работ Бориса Кустодиева посвящён теме народных праздников и гуляний, в том числе и Масленице. Решение эпизода фильма практически, если не полностью, повторяет схожие по теме картины Кустодиева (рис. 1). 


Рис. 1. Кадр из фильма «Сибирский цирюльник»; Борис Кустодиев «Балаганы» (1917); кадр из фильма «Сибирский цирюльник»  


На фоне белого снега разворачивается яркое разноцветие гуляк, торговцев в лавках, уличных артистов и т.д. Поразительно, но несмотря на статическую природу живописи, в картинах Бориса Кустодиева чувствуется бурное движение, разухабистое веселье со снежками, качелями, хороводами. Даже слышится (вы, конечно, можете подумать, что у автора развились слуховые галлюцинации) звон колокольчиков на дугах троек, зазывные крики лотошников и коробейников (пока писала статью, аж блинов захотелось). Про то, что всё то же самое есть и в эпизоде фильма, говорить излишне.


Рис. 2. Кадр из фильма «Сибирский цирюльник»; Борис Кустодиев «Масленица (Масленичное катание)» (1919)


Ещё одна небольшая черта, которую я вижу общей для картин и фильма — городское пространство в принципе. В своих картинах Кустодиев разрабатывает городское пространство до малейших деталей. Одна из них — вывески различных магазинов и заведений. Часто появляются вывески и в «Цирюльнике» (рис. 2). Как и в картинах художника, вывеска — это неотъемлемая часть среды и быта русских горожан рубежа веков, они невольно (или умышленно?) постоянно фигурируют в кадре и в плоскости картин. Поэтому и там, и там их присутствие важно, так как такая мелочь создаёт атмосферу времени и места — как в случае с картиной, так и в случае с фильмом. 

Нужно сказать, что данная пара — «Кустодиев — Михалков» — была выбрана мной неспроста. В документальном фильме о создании «Цирюльника» («Сибирский Цирюльник. Как мы это поднимали») Никита Сергеевич комментирует съемки эпизода Масленицы так: «… и при этом осознанное мной, хотя и рискованное движение к так называемому лубку, который по сути-то дела и является частью народного быта, а не туристической экзотикой, за которую меня так часто корили в прессе». Где-то мы уже с вами слышали это слово — лубок… Хотя нужно сказать, что сам Михалков в том же фильме говорит, что источником вдохновения для эпизода стали картины другого художника — Василия Сурикова (1848 — 1916). Действительно, у него есть картина «Взятие снежного городка» (1891) (рис. 3), на которой изображена масленичная забава. Но, как мне кажется, нет у Сурикова той народности и лубочности, объединяющей эпизод фильма и творчество Кустодиева. 


Рис. 3. Василий Суриков. «Взятие снежного городка» (1891) 


Однако с этой картиной связана другая интересная история. Расскажу её вам напоследок. Если внимательно присмотреться к правой части картины, то можно заметить усатого господина в санях. Он вам никого не напоминает? И правда, можно подумать, что Суриков попал на съёмки «Сибирского цирюльника», вдохновился образом Никиты Сергеевича и вставил его портрет в свою картину. Но дело обстоит немного прозаичнее (рис. 4). На картине изображён брат Василия Сурикова, Александр. Тем не менее, на этом история не заканчивается. Дочь Василия Ивановича, Ольга, вышла замуж за не менее известного художника, Петра Кончаловского. Знакомая фамилия, не так ли? Всё дело в том, что художник-авангардист приходится дедушкой режиссёрам Никите Михалкову и Андрею Кончаловскому. Проследив эту цепь родственных отношений, теперь и представьте, какова сила генов и их непредсказуемое проявление. 


Рис. 4. Василий Суриков. «Взятие снежного городка» (1891), фрагмент; Василий Суриков. «Портрет А.И.Сурикова, брата художника» (1889-1890); Игорь Гневашев. Никита Михалков 


Изображения: скриншоты «Сибирский цирюльник» (1998), Википедия, сайт музея-усадьбы В.И. Сурикова, КиноПоиск