Каждый, кто имел удовольствие познакомиться хоть с одним кинопроизведением Уэса, наверняка согласится, что это зрелище ни на что не похоже. Его стиль уникальный, искусно отточенный и повторяющийся от фильма к фильму, будь то причудливая «Семейка Тененбаум» (2001) или анимационный «Остров собак» (2018). Андерсон — безусловный художник, который создаёт образы в своём воображении, а после с тщанием перфекциониста переносит их на экран. Он, как и Ганс Христиан —сказочник, только от кинематографа. Режиссёр использует действительность лишь как основу своих картин, сглаживая острые углы реализма, приукрашивая и придавая им ламповые черты. Фирменный вельветовый или бархатный костюм, стрижка под 70-е — глядя на Уэса, понимаешь, что он и сам органично вписался бы в одну из своих киновселенных. Мастер с азартной страстью коллекционера воссоздаёт в своих фильмах различные эпохи. От «Отеля „Гранд Будапешт“» (2014), в котором читаются визуальные черты 30-х годов, веет декадентской аристократичностью, а в «Королевстве полной луны» (2012) узнаётся стилистика 60-х.

В целом Уэс Андерсон — это всегда о семейных ценностях, товариществе, о светлой ностальгии и доброй грусти, о взрослых детях и инфантильных взрослых, о неисправимых романтиках, фриках и неудачниках, а также о том, что никогда не поздно меняться и самосовершенствоваться.

«Королевство полной луны» (2012) — фильм, снискавший целую череду номинаций, среди которых «Золотая пальмовая ветвь» в 2012 году и «Оскар» в 2013 году. Это невероятно искренняя история о первой влюблённости, жажде приключений, взрослении, взаимоуважении между взрослыми и детьми, умении делать выбор и нести за него ответственность. К тому же в этой картине в полной мере отражены самые яркие черты фирменного визуального стиля режиссёра, о которых мы сейчас и поговорим.

Образы героев. Главными героями ленты являются 12-летние подростки Сьюзи Бишоп и Сэм Шакаски, сыгранные непрофессиональными актёрами Карой Хэйуорд и Джаредом Гилманом. Таким образом, развитие истории в фильме показано через детское мировосприятие. Сьюзи — асоциальна. У неё совсем нет друзей, и она предпочитает жить в фантазийном мире любимых книг. При этом девочка явно испытывает недостаток коммуникации, в первую очередь с родителями, которые заняты собственной жизнью и совершенно не стремятся добиться взаимопонимания с дочерью, ища формальное решение проблемы в книге «Как справиться с трудным ребёнком». Сэму и того хуже. Он сирота, от которого в самом начале фильма отказываются даже приёмные родители. Мальчик увлечён движением бойскаутов, географией и путешествиями, однако и он тоже испытывает проблемы с социализацией. Сэм решает сбежать из летнего лагеря, прихватив с собой подружку Сьюзи, и назло всем врагам (маленьким и взрослым), пророчащим мальчику интернат и электрошоковую терапию, совершить путешествие к нетронутой цивилизацией лагуне. В процессе развития истории между детьми зарождаются настоящие чувства, за которые они готовы бороться до конца. Чтобы продемонстрировать характеры героев, воплощающие соединение детской мечтательности и взрослой серьёзности, Андерсон использовал визуальную атрибутику. Его стилистическим оружием здесь становится художественная гиперболизация. Претензией на взрослость у Сьюзи выступают нарочито подведённые глаза и хмурый взгляд исподлобья. Девочка неразлучна с биноклем, через который она с беспристрастностью Юстиции наблюдает за несовершенствами окружающих. С помощью этого приёма режиссёр  демонстрирует тонкость и проницательность детского взгляда на мир, лишённого напускных иллюзий, за которыми любят прятаться взрослые. Что касается Сэма, то ему взрослости добавляет курительная трубка, несвойственная ребёнку серьёзность во взгляде и необыкновенная смелость в поступках.


   

Рис. 1. Визуальный образ Сьюзи

   

Рис. 2. Визуальный образ Сэма


Внимание к деталям. Фильм Андерсона — это идеальная находка для визуала. Всматриваясь в каждый кадр «Королевства», мы словно зрительно осязаем всю тонко подчёркнутую вещественность мира киногероев. Режиссёр максимально детально прорабатывает дизайны костюмов, а ещё создаёт причудливые интерьеры, фанатично наполняя их множеством вещичек из недалёкого прошлого, которые так и хочется потрогать. Предметы родом из ушедших эпох создают особо уютную атмосферу, позволяя и зрителям, и режиссёру, которого не отпускает тема ностальгии, зарыться в визуальную картинку как в бабушкин плед и предаться воспоминаниям  о временах, когда небо было голубее, а разбитые коленки заживали быстрее.

      

Рис. 3. Стиль рождается в деталях


Цветовая гамма. Визитной карточкой Уэса Андерсона, по которой с лёгкостью можно узнать его фильмы, является цветовая палитра. Уэс — поклонник ярких и жизнеутверждающих оттенков. Плёнка, которой верен режиссёр, позволяет создать на экране мягкий свет и романтические полутона, неподвластные цифровой камере. В «Королевстве полной луны» режиссёр использовал так полюбившиеся ему еще с «Семейки Тененбаум» насыщенный красный, приглушенный оранжевый, тёплый желтый, зелёный и коричневый цвета. Эта доминирующая цветовая гамма, во-первых, подчёркивает ретро-стилистику картины, отсылающую к 60-м; во-вторых, отражает свойственную фильмам Андерсона инфантильность и кукольность; в-третьих, создаёт первостепенную для режиссёра визуальную гармонию, т.к. эти цвета прекрасно сочетаются между собой и приятны для глаза. К тому же цвет, как важный элемент стилистики режиссёра, работает и на передачу заложенных смыслов картины. Цветовая палитра «Королевства полной луны» подчёркивает тематику детства, наивности, чистоты и жизнелюбия. Триада жёлтого, красного и оранжевого символически воплощает активность, молодость, тепло, жизненную энергию, импульсивность, свободу динамику и творчество. Функций цвета в картине Уэса множество: это  визуальные акценты, централизация композиции, межкадровая динамика, характеристика персонажей, передача лейтмотива, создание атмосферы фильма и прочее. Возможно, в будущем мы рассмотрим роль цвета в стилистике мастера детальнее, т.к. это тянет на целый отдельный обзор, а пока перейдем к следующим визуальным фишкам.


      

Рис. 4. Цвет как средство выразительности


Визуальная симметрия. Андерсон помешан на симметрии. Она буквально повсюду. Являясь нехарактерной чертой реальности, симметрия в фильмах Уэса подчёркивает условность его киномиров. Каждый кадр «Королевства полной луны» выглядит слишком идеальным и постановочным из-за выверенности композиции и положения каждого персонажа и предмета. Что это даёт фильму? Во-первых, симметрия всегда привлекательна и эстетична для глаза, так как все пропорции соблюдены, и ничто не нарушает визуальную гармонию. Каждый кадр фильма Уэса выглядит целостным, а посторяющиеся симметричные мотивы связывают всё киноповествование. Этот приём способен передать масштаб пространства и выгодно подчеркнуть особенности интерьера. Если необходимо выделить важный смысловой элемент, мастер и тут использует симметрию, добавляя с её помощью эмоциональности сцене. Андерсон в этом отношении схож с Кубриком, но если второй часто использовал симметрию для создания напряжения, то у первого получается делать картинку, напротив, более идиллической и безмятежной.


         

Рис. 5. Симметричная гармония


Крупные статичные верхние планы тоже входят в арсенал обязательных визуальных средств режиссёра.  Они подчёркивают декоративность и акцентируют на дополнительных семантических свойствах предметов. Например, в таком ракурсе Андерсон любит рассматривать личные вещи, важные для героев, или письма, которые они пишут друг другу, а также прочие элементы со шрифтами, дизайну которых режиссёр уделяет особое внимание.


         

Рис. 6. Верхние планы


Еще одна визуальная фишка Уэса — это фрейминг. Он любит создавать внутри кадра дополнительные визуальные рамки. Это позволяет выделить драматургически важные элементы композиции и просто разнообразить кадр.


      

Рис. 7. Фрейминг


Работа с камерой. Режиссёр выстраивает декорации, в которых отсутствует четвёртая стена, благодаря чему создаётся иллюзия кукольного домика. Переходя от сцены к сцене, камера совершает длинные планы, двигаясь только в вертикальной и горизонтальной плоскостях, рассматривая комнаты с фронтального ракурса. Это делает пространство кадра более плоским, отсылая к театральной традиции, а также подчёркивает герметичность и искусственность мира героев.


   

Рис. 8. Траекторная съемка


В качестве своеобразной визуальной рифмы, которая объединяет киноисторию, автор использует повторяющиеся мизансцены.


               

Рис. 9. Повторение мизансцен


Итак, мы разобрали основные приметы визуального стиля сказочника Уэса. Кто-то критикует его за повторяемость мотивов, художественных приёмов и конcерватизм, но будем честны, разве не эта неотъемлемая часть стиля позволила режиссёру завоевать столько поклонников по всему миру? И нам (поклонникам) уже не терпится увидеть, в каких новых невероятных декорациях, странах и эпохах разыграется следующая кукольная киноистория. 

Текст опубликован с сохранением авторского стиля.

Изображения: скриншоты указанных фильмов