Самая личная кинолента Кубрика, монтажную версию которой он сдал незадолго до своей смерти, исследует границы дозволенного — социальные и нравственные. Своей последней картиной режиссёр зарифмовывает собственные убеждения в том, что просмотр кино сродни погружению в фантастические грёзы, в полный символизма сон наяву. Фильм «С широко закрытыми глазами» (1999) иллюстрирует возможности искусства расширять двери зрительского восприятия с помощью визуальных средств, апеллирующих к бессознательному и обеспечивающих иммерсивность.

Известный своим перфекционизмом и критическим подходом к работе Кубрик в этот раз превзошёл самого себя: картина «С широко закрытыми глазами» стала  рекордсменом по количеству съёмочных дней. Необычна она ещё и тем, что снята по малоизвестному произведению австрийца Артура Шницлера «Новелла о снах» (1926), пронизанному подтекстами из теории психоанализа. Однако в отличие от новеллы действие фильма осовременено и разыгрывается в Нью-Йорке, а не в Вене начала XX века.

Билл (Том Круз) и Элис Хатфорд (Николь Кидман) — образцовые супруги, по крайней мере, так воспринимал свои отношения с женой главный герой. Однако события после роковой рождественской вечеринки у богатых друзей пошатнули эту уверенность, да что там — заставили доктора Билла сомневаться не только в своей жене, но и в себе самом и даже в реальности происходящего вокруг. «С широко закрытыми глазами» — фильм-гипноз и фильм-сновидение. Исследование сексуальных аспектов брака соседствует в картине с пугающе обнажающимися глубинами собственного «Я» и фантомностью личных границ и убеждений.

Кубрик — художник, играющий на трансцендентном и эмпирическом опыте зрителя одновременно. Его киноленты — в большей степени размашистые полотна с дискуссионной концепцией, чем добротно скроенная проза. К примеру, «2001 год: Космическая одиссея» (1968) до сих пор не устаёт соблазнять зрителей на огромное количество интерпретаций, и это не даёт ленте потерять актуальности, встав в один шаткий ряд с захватывающими, но неизбежно устаревающими футуристическими картинами прошлого. Фильм «С широко закрытыми глазами» и вовсе вовлекает зрителя в перманентно двусмысленное на каждом своём витке путешествие вместе с такими же растерянными героями, застрявшими где-то между сном и явью.

Визуальное полотно фильма соткано из множественных элементов, формирующих ассоциативные связи. Это в первую очередь образы женщин, встреченных Биллом Харфордом в течение его ночной одиссеи. Все они словно воплощают разные архетипичные грани его жены Элис, которые главный герой пытается постичь и принять.


Рис. 1. Архетип женщины в аспектах : а) матери; б) соблазнительницы; в) дочери; г) спасительницы


Очередная попытка сделать юнгианское кино, уже приобретшее статус baby duck syndrome в практике киномастерства, но так взлелеянное Голливудом, лишила Кубрика возможности выйти за рамки тенденций. Психоаналитические мотивы, призванные вроде бы усложнить «внутреннюю кухню» повествования и мотивацию персонажей, на самом деле слишком очевидны, чтобы вызывать яркий интерес. Гораздо увлекательнее выглядит сновидческий хаос визуальных маркеров, цепляясь за символизм которых можно взобраться на вершину «замка». А на вершине — порождающие и подстёгивающие друг друга fake и fuck. Их связь настолько сильна, что иногда они подменяют друг друга, стирая границы между реальным и ирреальным опытом героев.

Визуальной особенностью ленты является то, что интерьер квартиры супругов Хатфорд почти полностью копирует внутреннее убранство квартиры Кубрика. Множественные картины, которые повсеместно бросаются в глаза зрителю, написаны женой режиссёра Кристианой Кубрик.


Рис. 2


В данном фильме режиссёр активно использует возможности цвета, формируя с его помощью определённую символическую и нарративную концептуальность. Цвет как средство кинематографической выразительности приобретает в фильме особые художественные коннотации. С его помощью формируются перцептивные образы, апеллирующие к чувственности.

Взгляните на кадры, представленные ниже. Лейтмотив картины прочно связан с синим цветом и его мистическим символизмом. В сценах сновидческого опыта героев или когда доктор Билл сомневается в реальности происходящего присутствуют холодные синие оттенки. И они выбраны неслучайно. Некоторые из символических значений синего выражают глубинное, таинственное, демоническое, потустороннее, опьяняющее. Этот цвет ощущается как сверхчувственный и наиболее «нематериальный» из всех. Синий максимально точно воплощает атмосферу фильма, ведь он связан с поисками смысла и утратой реальности, гипнотическими ощущениями и сильными переживаниями. Впервые активным драматургическим элементом действия этот цвет становится в сцене откровений Элис. Героиня рассказывает мужу о своих эротических фантазиях из прошлого, в которых она почти не ощущала разницы между реальностью и наваждением.


Рис. 3


Ещё один цвет, несущий яркую смысловую нагрузку — это красный. Ассоциируемый с сексом, властью, коварством, агрессией, страстью, данный цвет визуально связывает историю и окружает героев в наиболее эмоциональные и напряжённые моменты. Например, красный как символ сексуального появляется в магазине костюмов «Радуга», символически обозначая место разыгрывающихся там порочных удовольствий с участием дочери владельца. Двери, ведущие в дом проститутки Домино, по этой же символической причине окрашены в данный цвет. Больше всего красный доминирует в декорациях загородного особняка, где герой практически погружается в преисподнюю человеческих пороков, становясь тайным свидетелем подобия чёрной мессы и последующей массовой оргии элитарной прослойки общества. Курирующая всё это действо фигура неслучайно облачена в красный плащ, репрезентируя с помощью цвета свой высокий статус и функции, к тому же от этого человека исходит не только порок, но и смерть, которой чудом избежал доктор Билл.


Рис. 4


Один из основных визуальных мотивов фильма — это мотив масок. В процессе своего путешествия (самопознания) Билл постоянно сталкивается с двуличием людей и двусмысленностью происходящего вокруг. Он вынужден пережить множество шокирующих откровений, начиная с отношений с женой и заканчивая низменными социальными явлениями, свидетелем которых он становится. Жена втайне фантазировала о сексе с незнакомым офицером; под благодушными супружескими улыбками мистера (Сидни Поллак) и миссис Зиглер скрываются измены; Мэрион думает не о только что умершем отце, а о своей тайной страсти к доктору; владелец магазина костюмов подрабатывает, «сдавая в аренду» свою несовершеннолетнюю дочь; за воротами богатого особняка скрываются развратные оргии, которым предаются сильные мира сего.

Таким образом, Билл обнаруживает примитивные животные сущности и необузданные желания, кроющиеся за респектабельным фасадом каждого из героев и довлеющие над ними. Периодически появляющиеся в фильме маски ассоциативно подводят зрителя к кульминации с разоблачениями: сначала Билла заставляют снять маску на маскараде (что символизирует ещё и осознание им собственных социально удобных прикрытий), после он разоблачает своих знакомых, а в итоге, не в силах больше скрывать, рассказывает обо всём произошедшем своей жене.


Рис. 5


Сновидческие идеи транслируются в картине ещё одним визуальным способом — с помощью двойной экспозиции. Эти переходы создают ощущение потерянной реальности, и мы уже не понимаем до конца, что же было сном, а что — лишь грёзами подсознательного.


Рис. 6


Картина «С широко закрытыми глазами» пестрит огромным количеством визуальных метафор и аллюзий, которые зашифровал любитель загадок, срежиссировавший это произведение.

В нашем обзоре приведены лишь самые яркие из них. Но можно ещё долго размышлять о значении фигуры коня (троянского?), неожиданно появляющегося в кабинете доктора Билла или, к примеру, о говорящем заголовке "Lucky To Be Alive" на первой полосе купленной героем газеты. Это ли не повод ещё раз пересмотреть культовый фильм?

Изображения: скриншоты указанных фильмов