На излёте второго десятилетия XX века вышел фильм Александра Ивановского «Декабристы» (1926/1927), приуроченный к столетию восстания. В 1927 году в теме декабрьского восстания фильмом «С.В.Д. — Союз великого дела» отметились эксцентрики Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. Наконец, в 1975 году вышла «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля, надолго закрепившая романтический образ декабристов в популярной культуре. За основу же нового фильма «Союз спасения» (2019) взяты события 1816 — 1826 годов, вошедшие в отечественную историю как движение декабристов. Сюжет фильма развивается достаточно бодро и динамично, постепенно набирая обороты и достигая кульминации в эпизоде Восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Каждая важная веха истории отмечена титром, содержащим дату и локацию действия эпизода — так нить повествования точно не потеряется смотрящим. Также создателями заботливо подписаны все ведущие персонажи фильма с указанием необходимых регалий: так зрителю проще понять, кто есть кто в этой запутанной декабристской истории. Правда, есть шанс запутаться из-за большого количества действующих лиц и длинных титулов.

Но вернёмся к анализу сюжета. Фильм прекрасен во всех отношениях (далее будет даже подробно расписано, в каких именно), кроме лишь одного — сценария. После просмотра картины и её завершения в виде потрясающего душу, пронизывающего финала остаётся ощущение, что чего-то в этой истории так и не хватило. Думаю, что в связи с ограничением по хронометражу (фильм идёт 2 часа 16 минут) создателям (возможно, самим авторам сценария Никите Высоцкому и Олегу Маловичко) пришлось отказаться от включения многих эпизодов истории в окончательный вариант фильма. Не вполне остаются ясными мотивы и убеждения героев-декабристов и их идеи. За что боремся, господа? А ведь у каждой из ветвей движения (к 1825 году изначальный «Союз спасения» успел оптимизироваться в «Союз благоденствия», а затем и распаться на Северное и Южное общества) были свои лидеры, политическая программа, устав и т.д. Но, может, если в смерти не везёт, то повезёт в любви? К сожалению, тоже нет. Любовная линия Сергей Муравьёв-Апостол (Леонид Бичевин) — Анна Бельская (Софья Эрнст) также оставляет вопросы и досадные нераскрытые моменты. Отношения героев напоминают скорее эскиз, схему для дальнейшей разработки, в ней не хватает нюансов, химии между персонажами.

Несмотря на вышесказанное, фильм обладает сильными положительными чертами. Во-первых, нельзя не отметить великолепный подбор актёров на главные роли и роли второго плана. Ни один герой не выбивается из общей исторической картины. Очень точно подобранные лица обладают либо практически портретным сходством: Иван Колесников — молодой Николай I, Антон Шагин — Кондратий Рылеев; либо определёнными чертами, которые даже несмотря на отсутствие тождества между прототипом и исполнителем помогают зрителю правильно идентифицировать героя: Павел Прилучный — Павел Пестель, Максим Матвеев — Сергей Трубецкой. Во-вторых, это прекрасная операторская работа: оператор-постановщик — Игорь Гринякин. Фильм отличается интересной ракурсной съёмкой (съёмка снизу, расположение камеры под углом). Лёгкая тряска камеры в динамичных сценах создаёт у зрителя ощущение присутствия в гуще событий (например, в сцене бунта Семёновского полка). В других сценах камера летает в пространстве подобно птице, то охватывая общие планы для показа масштабных сцен, то приближаясь.

В-третьих, необходимо отметить то, без чего не обходится ни один разговор про исторический фильм, — это, конечно же, художественно-постановочная часть. В этой картине всё на высоте — и декорации, и реквизит, и костюмы. За эту часть работы отвечали художник-постановщик Сергей Агин и художник по костюмам Екатерина Шапкайц. Зритель видит, что все вещи в фильме живые, а не только что вышли из пошивочного цеха или мастерской. Зритель фактически чувствует дух эпохи и верит в действительность происходящих на экране событий. В-четвёртых, в фильме важна музыка. В саундтрек картины вошли симфонические обработки современных композиций — «Прогулки по воде» (Nautilus Pompilius), «Владивосток 2000» («Мумий Тролль»), «Попробуй спеть вместе со мной» («Кино»), «Сансара» (Баста). Современная музыка в оркестровом исполнении органично сливается с визуальным повествованием, дополняет его на аудиальном уровне. Считаю этот эксперимент удачным и имеющим право на жизнь.

Подводя итоги, заключу, что «Союз спасения», безусловно, есть качественный прорыв в отечественном историческом кино. Единственным, но достаточно существенным, к сожалению, минусом фильма оказался недоработанный и сокращённый сценарий. Будем надеяться, что в будущем Первый канал сможет сделать расширенную версию представленной истории в виде мини-сериала, исправив тем самым эту недоработку.