Сюжет фильма режиссёрского тандема Бекмамбетов — Трофимов «Девятаев» (2021) основан на биографии героя Великой Отечественной войны лётчика-истребителя Михаила Девятаева, сбежавшего из немецкого плена на угнанном самолёте. Основная часть представляет собой флешбэк жизни протагониста, стремительно перекидывающий зрителя из мирного мая 1957 года прямиком в сцену воздушного боя в июле 1944 года, и как раз съёмок воздушных боёв и касается одно из технических новшеств фильма. «У нас были очень хорошие консультанты. Это были настоящие пилоты, это были игроки, геймеры из компании, которые летают на самолётах в игре War Thunder, в которой мы снимали фильм внутри игры. Все боевые сцены, самолёты сняты были внутри этой игры», — говорит о фильме Тимур Бекмамбетов. Действительно, построенные в онлайн-симуляторе сцены воздушных боёв сделаны реалистичными и захватывающими, а съёмка от первого лица, также характерная для компьютерных игр, приближает зрителя к происходящему, вовлекая, помещая в гущу событий, делая его непосредственным их участником и предоставляя возможность на некоторое время отождествить себя с главным героем.

Этот технический зрелищный аттракцион становится прекрасным обрамлением для глубокого и сложного морально-этического противостояния двух личностей. В плену Михаил Девятаев (Павел Прилучный) волею судьбы сталкивается со своим пропавшим без вести другом, также лётчиком Николаем Лариным (Павел Чинарёв), принявшим сторону немцев. На протяжении всего фильма пара «протагонист Девятаев — антагонист Ларин» будет зримо и незримо сталкиваться, сойдясь в финале в решающей схватке. Подобного рода конфликт, в котором бывшие некогда друзьями/братьями герои оказываются разведёнными по разные стороны баррикад, уже встречался в одном из предыдущих фильмов Бекмамбетова — в «Бен-Гуре» 2016 года. Да и тема возвращения из мест, откуда не возвращаются — в одном случае концлагеря, в другом галер, — также в какой-то степени сближает эти картины. Можно высказать предположение о неравнодушности режиссёров, Бекмамбетова в первую очередь, к такого рода очень важным, очень психологическим и сложным историям. На мой вопрос о выборе времени действия в своих фильмах Бекмамбетов ответил следующее: «Я всегда снимаю, все всегда снимают фильмы про настоящее. Неважно, какие костюмы на героях, какие декорации вокруг него. Всё равно мы рассказываем про то, что происходит с нами сегодня, и то, что мы сегодня переживаем. И я буду продолжать снимать, естественно, фильмы про сегодня, потому что другие фильмы зритель смотреть не хочет. Он хочет понять что-то про себя».

Но сконцентрируемся на «Девятаеве», и раз уж зашла речь о главных героях, то и поговорим о них несколько подробнее. Великолепен харизматичный, не сдающийся и идущий к своей цели несмотря ни на что Михаил Девятаев в исполнении Павла Прилучного. Однако в какой-то мере образ протагониста формирует и антагонист, и здесь, разумеется, нельзя не сказать о персонаже в исполнении другого Павла — Павла Чинарёва. Безусловно, перебежавший на сторону немцев Коля — это зеркальное отражение Михаила, его альтер-эго. Он — часть души и совести Девятаева, персонификация его сомнений и, нужно сказать, небезосновательных страхов. Девятаев рвётся на свободу, снова в полёт, зная об ужасной участи военнопленных и приказе № 270, Ларин же выбирает иной путь и тоже получает доступ к небу, без которого жить также, видимо, не может.

Несмотря на достаточно чётко обрисованную конфронтацию, следует выделить неоднозначность — и протагониста, и антагониста — как одно из достоинств фильма. Герои фильма не окрашены в яркие цвета: их характеры имеют сложную гамму оттенков, из которых и формируются правдоподобные жизненные личности, которым веришь и в существование которых веришь, даже если какой-то персонаж и был вымышлен для сюжета.

Фото ©️ SPPR

Лейтмотивом, проходящим через весь фильм, становится песня «Любимый город». Она выполняет функцию мостика между советским кино — песня в исполнении Марка Бернеса звучит в фильме «Истребители» 1939 года — и кино современным. Но есть у неё и внутренняя функция — мелодия этой песни, филигранно вплетённая Юрием Птеенко в саундтрек, становится метафорой тоски и щемящей душу ностальгии по прежним мирным временам, утраченной дружбе, по небу (читай: свободе), к которому каждый из главных героев стремится своим путём. Именно под неё петляет в виражах заслуживший немецкое доверие Николай, именно её поёт, вырвавшись из плена на угнанном самолёте, Девятаев. 

Как разультат, «Девятаев» — качественная лента, собравшая в себе самые различные компоненты от аттракциона до психологической драмы. Это фильм о настоящем человеке не только потому, что главный герой — реальное историческое лицо. Этот фильм — рассказ о настоящем человеке с его эмоциями, чувствами, страхами, трудностями выбора, о настоящем человеке, не согнувшемся под тяжестью всех испытаний, выпавших на его долю, нашедшем в себе силы идти до конца к своей цели и оставаться верным своим принципам. «Это фильм про способность совершать подвиги и прощать ошибки друзей», — говорит Тимур Бекмамбетов. 


12+ «Девятаев» (2021): в прокате с 29 апреля.