И вновь спустя год с небольшим на экраны вышел очередной фильм Франсуа Озона, премьера которого должна была состояться ещё на отменённом Каннском фестивале. От проблемы педофилии в католической церкви, которой была посвящена картина «По воле божьей» (2018), автор пришёл к экранизации произведения «Станцуй на моей могиле» британского писателя Эйдена Чемберса, прочтённого режиссёром ещё в юности. Новая картина получила уютное название «Лето'85» (2020). Из полумрачных интерьеров лионских соборов съёмки перемещаются на солнечный нормандский берег, который станет свидетелем одной прекрасной дружбы между не менее прекрасными юными героями. 

Алекс (Феликс Лефевр) только что окончил школу. Наступившие летние каникулы юноша проводит в раздумьях относительно своего ближайшего будущего. Он может сразу устроиться на работу, как желает его отец, а может продолжить учёбу, ведь у него есть неплохие литературные способности, взлелеянные его школьным учителем месьё Лефевром (Мельвиль Пупо). Однажды Алекс, одолживший парусную лодку у приятеля, попадает в одночасье разыгравшуюся бурю. На выручку неопытному мореплавателю приходит Давид (Бенжамен Вуазен), который вытаскивает Алекса из разбушевавшегося моря. Потрясённого Алекса Давид приводит к себе домой, где знакомит со своей чудаковатой нервной матерью (Валерия Бруни-Тедески), образ которой словно перекочевал из абсурдистского фильма Брюно Дюмона «В тихом омуте» (2016). Лёгкий в общении и уверенный в себе Давид, имеющий привычку жить в моменте, без особого труда покоряет ещё неопытную душу Алекса.

Фото ©️ A-One

Франсуа Озон, всегда мастерски подбирающий актёров на главные и второстепенные роли, виртуозно рассказывает историю первой любви, химия которой просачивается к зрителю через экран. Должным образом выстроенные эпизоды, наполненные диалогами и выдержанными паузами без пошлости и цинизма, создают ту самую магию кино, за которой мы и приходим на просмотры. Но Озон не был бы самим собой без полижанровой структуры повествования. Он не ограничивается подростковой хроникой любви, а делает её лишь начальной главой более широкой истории, рассказываемой за кадром. В этой истории уже есть трагический аспект, содержащий смерть, страдание и преодоление утраты. На этот раз Озон не обходится без самоцитирования. Насмотренный зритель вспомнит короткометражку «Летнее платье» (1996), фильмы «В доме» (2012) и «Новая подружка» (2014). Подобные пасхалки — тоже часть фирменного почерка Озона, который любит заигрывать с синефилами, подобно Тарантино. 

Эпоху 80-х автор воссоздаёт с помощью лёгкой руки художника-постановщика Паскалин Шаванн, которая работает с Озоном практически на каждом проекте. «Лето'85» пронизано духом свободы и искренности. Молодые люди ещё не успели обжечься и наделать ошибок, поэтому всё делают в полную силу, невзирая на последствия. Чувства и эмоции здесь обнажены до предела, одно состояние сменяет другое. Всё взаправду: если даются клятвы, значит, их надо соблюдать; если совершается предательство, то без малейшего раскаяния; если порывать с жизнью, то окончательно и наплевав на тех, кого любишь и кому потом жить с чувством скорби и вины; если писать о своей жизни, то честно и не стесняясь перед читателем. А если снимать про это кино, то только такое, которое зрители захотят тут же пересмотреть...

«Лето'85» (2020): в прокате с 15 октября.