В прокате незаметно идёт французская лента «Белоснежка. Сказка для взрослых» (2019). Фильм рассказывает историю Клэр (с фр. «ясная, светлая»), которая вместе с мачехой Мод ухаживает за семейным отелем. Несмотря на то что Мод (Изабель Юппер) недавно овдовела, она не сильно грустит по почившему супругу, так как давно состоит в отношениях с Бернаром (Шарль Берлинг). Однажды Мод замечает, что Бернар начинает проявлять знаки внимания к Клэр (Лу де Лааж). Мод это сильно задевает, поэтому вместе со своей ведуньей (Агата Бузек) она решает избавиться от Клэр. После неудачной попытки убийства ведунья погибает, а Клэр просыпается в незнакомом доме, в котором она останется до конца фильма. Как вы догадались, самое интересное начинается как раз с этой минуты. 

Сюжетная структура картины делится на главы: первая глава посвящена Клэр, вторая — Мод, в третьей происходят все ключевые события и развязка, которые закрепят за героиней статус «Белоснежки». Впрочем, самой сказке сюжет следует далеко не дословно. Гномы оказываются вполне себе высокими мужчинами, занятыми не рудником, а другими повседневными делами. Гномов, тем не менее, мы встретим между делом в виде садовых фигурок. Да, их точно семь, но вместе живут из них только трое. Число семь невзначай промелькнёт и по телевизору, где транслируется фильм «Семь самураев» Куросавы (1954). Самым заметным атрибутом, позаимствованным из сказки, является красное яблоко, которое Мод специально отравляет для падчерицы. После своего исчезновения Клэр встретится с Мод ровно три раза, последний из которых станет роковым для обеих женщин. 

Путь, который проходит Клэр от себя прежней до Белоснежки, — это путь эмансипации. Героиня освобождается от прежних пут через обретение сексуальной свободы. Метаморфозы, которые происходят с Клэр, отображаются, например, даже в такой мелочи, как смена направления её ежедневной утренней пробежки: если раньше камера фиксировала бег слева направо, то затем это направление меняется на противоположное. Конечно, здесь есть и зеркало, правда, не волшебное, но и не оставляющее иллюзий: Мод здраво даёт себе отчёт в том, что Клэр и румянее, и белее, а главное — сексуальнее, ведь перед её чарами не устоял ни один «гном». Девушка ещё и музыкально талантлива: она разбирается в музыке и играет на скрипке. «Любите ли вы Брамса?» — воскликнет один из гномов, цитируя название романа Франсуазы Саган — одной из тех, кто подписал знаменитый «Манифест 343 шлюх», требовавший декриминализации абортов. Горный пейзаж восточной Франции «будоражит кровь» Белоснежки, как резюмирует святой отец (Ричард Фрешетт), в результате чего эмансипация девушки перерастает просто-напросто в нимфоманию. Поневоле вспоминается реплика героя Жерара Депардьё в фильме «Отчаянная домохозяйка» (2010), брошенная в ответ на рассказ о похождениях молодости персонажа Катрин Денёв: «Une bourgeoise nymphomane» («Буржуазная нимфоманка»). Оператор картины Ив Анжело всевозможными способами подчёркивает природную красоту Клэр, не скупясь на выигрышные ракурсы и крупные планы.  

Что касается Мод, то можно сказать, что несмотря на её преступный замысел, персонаж не является стопроцентным воплощением зла. Мод предстаёт обычной женщиной, которой возлюбленный разбивает сердце. Поэтому до конца картины зрителя не покидает чувство, что она ещё может исправиться и примириться со своими демонами. Примечательно, что в одной из сцен режиссёр воссоединяет экранную пару Изабель Юппер и Бенуа Пульворда, которые ранее сыграли главные роли в её комедии «Мой самый страшный кошмар» (2011). А что касается развязки картины, то Анн Фонтен не наделяет Белоснежку сказочным принцем, с которым она могла бы жить долго и счастливо. Принц Белоснежки — это собирательный образ из семи гномов, которые готовы носить её на руках до конца жизни. Резюмируя, скажу, что режиссёр сняла вполне актуальную картину с феминистическим посылом, однако произведению не хватает цельности. Фильм кажется пустоватым и замкнутом на себе самом. Хотелось бы, чтобы персонажам прописали больше мотивировок для лучшего понимания того, что ими движет на их пути преодоления самих себя.  

Изображения: IMDb