Второй фильм дилогии об учительнице Алле Николаевне (Ирина Купченко) основан на реальных событиях — за канву сюжета явно взят длившийся с 23 по 26 октября 2002 года теракт в Театральном центре на Дубровке, произошедший во время мюзикла «Норд-Ост» (название постановки стало, пожалуй, неофициальным названием и синонимом этой трагедии). В фильме главные герои из предыдущей части — выпускники школы — идут также на премьеру мюзикла «Ромео и Джульетта», в котором играет их бывший одноклассник. Во время представления в зал врываются террористы и объявляют о захвате и минировании здания. Кроме сюжетной основы повторяются и другие детали, о которых подробно говорить здесь не очень уместно.  

Начнём по традиции с хорошего. Нельзя не отметить потрясающую работу Ирины Купченко. Комментарии здесь излишни: старая школа — она и есть старая школа. Не могу не упомянуть эпизоды словесных психологических дуэлей Аллы Николаевны с Азаматом Амерхановым (Беслан Терекбаев), одним из руководителей захвата. Это сильные сцены, отдающие, правда, нотками наставления и поучения. В одной из них террорист даже цитирует «Легенду о Тиле» Шарля де Костера: «Пепел стучит мне в сердце». С одной стороны — ход в принципе правомерный, но с другой — он выглядит немного странно и неорганично.

Образ главного злодея фильма — террориста Эль-Сейфи (Себастьян Сисак) — раскрыт достаточно шаблонно, но оттого нисколько не проигрывает: главгад, к примеру, постоянно мастерит оригами из купюр, изъятых из сейфа в офисе ДК. Приём интересный (возможно, где-то уже и мелькавший), но он показывает избитое клише про ну совсем злого-презлого и циничного злодея. К другим клише следует отнести, например, и момент в самом начале фильма, когда один из зрителей не верит, что ДК захвачен, и в противовес требованию террористов не вставать с мест он встаёт и как ни в чём не бывало направляется к выходу. За непослушание он получает автоматную очередь в спину. К той же категории я бы отнесла и сцену со скорыми признаниями в любви: мол, сейчас или никогда. При этом один из героев даже ухитряется вручить своей избраннице кольцо (хорошо ещё, что не встать на одно колено).

Отдельно нельзя не выделить линию полковника спецназа Кадышева (Андрей Мерзликин). Это даже само место персонажа в фильме: находящийся в отпуске Кадышев должен был составить пару одной из главных героинь, но волею случая опоздал на спектакль. Теперь всеми силами, в одиночку он пытается спасти (и спасает!) заложников. Аки Джон Макклейн из «Крепкого орешка» (1988), герой Мерзликина проникает в здание ДК через люк на крыше здания, нейтрализует пару террористов, маскируется и начинает секретную диверсию. 

Теперь же («с болью в сердце») перейдём к неоспоримым минусам. Минусы эти мелкие, но очень портят впечатление, которое по задумке режиссёра должно было возникать у зрителя во время просмотра. Во-первых, мы можем увидеть далеко не идеальный монтаж, местами заметны очень «грязные» и примечательные ошибки. Во-вторых, надоедает очень «прущая» и нарочитая реклама фильма «Тайна печати дракона» (2019), снижающая своей лубочной картинкой весь накал предстоящих трагических событий. Надо заметить, что в первой части также была реклама — реклама фильма «Вий» (2014), но тогда она была вмонтирована в ткань картины гораздо деликатнее. В-третьих, на лицо явные проблемы с актёрской игрой. Это положение касается в основном молодых актёров и исполнителей ролей террористов. В-четвёртых, мы можем услышать неудачную рэп-композицию в титрах, которая напрочь убивает весь пафос и впечатление, оставшиеся после просмотра.

В итоге можно сказать следующее: посыл и идея фильма понятны — это отражение реально произошедшей трагедии и осуждение терроризма в любых его проявлениях. Это и исследование человеческой психологии: мы видим, как по-разному ведут себя люди в экстремальных ситуациях и как раскрываются характеры отдельных персонажей. Подвело же именно исполнение этой идеи: как будто «не докрутили» мысль, не довели задумку до конца. Чисто драматическое и серьёзное повествование сбивается его немного комической или недостаточно трагической для этой ситуации реализацией. Однако в целом фильм смотрибелен и имеет то, что из него можно почерпнуть в качестве пищи для размышлений. Было бы только, как говорится, желание.

Изображения: Кинопоиск