«Для Самы» / For Sama (2019)

реж. Ваад Аль-Катиб, Эдвард Уоттс

Молодая журналистка Ваад запечатлела на ручную камеру эпизоды самой страшной гражданской войны современности — сирийского конфликта, продолжающегося почти десять лет. Ваад снимала улицы Алеппо и больницу, где работал её муж Хамза, куда попадали раненые и пострадавшие от бомбёжек миллионного города, население которого за несколько лет сократится в пять раз. Картина сделана как послание дочери Ваад Саме, родившейся в самый разгар войны, и смонтирована словно обрывистый поток воспоминаний, имеющий сильный эффект. Уникальные документальные кадры работы сирийских врачей, уличных демонстраций, стычек со службами режима Башара Асада, однако ни один эпизод не разобран досконально — это картина мира обывателя, сторонников сирийской оппозиции, заложников войны, созидающих вокруг смерти.

Героически фиксируются настроения жителей, их попытки обустроить жилье, портреты людей, сквозь боль и разруху проносящих жизнь, — эту жизнь спасает Хамза, помогая откачать попавшую под обстрел беременную девушку и её новорожденного. Холодящая душу лаконичность сцен чередуется с осознанием важности данного документа. Супруги являются заложниками в родном городе и остаются там до конца: в 2016 году Алеппо освобождают войска Асада, и герои фильма превращаются в беженцев. Перед этими событиями произошли возмутившие мир бомбардировки больниц и социальной инфраструктуры правительственными войсками. Герои фильма замкнуты в своей политической позиции — даже ИГИЛ (запрещённая в России организация — прим. MT) для них не является таким злом, как Башар Асад. Будто не было тысячи казней, работорговли и съеденных сердец. Это делает повествование немного стерильным — сложно объективно воспринимать настоящее, будучи скованными войной на одной из сторон. Но основной акцент — как вырастить сад жизни и остаться гражданином, когда кругом ад.

— Антон Чеклуев

«Кто украл Banksy» / The Man Who Stole Banksy (2018)

реж. Марко Просерпио

Как расценивать действие, когда произведение стрит-арта кто-то пытается эспроприировать? А если автор рисунка знаменитый на весь мир и в той же степени таинственный уличный художник Banksy? Эти и не только вопросы ставит перед вдумчивым зрителем полуторачасовой документальный фильм «Кто украл Banksy» (2018) режиссёра Марко Просерпио, выполняя свою основную задачу по созданию общественной саморефлексии. Эту картину определённо стоит увидеть не только потому, что закадровый текст читает рок-идол Игги Поп.

В отличие от «Выхода через сувенирную лавку» (2010) в центре внимания картины Просерпио не личность самого Banksy как известнейшего анонима нашего времени, а очередная работа андеграундного художника, ставшая яблоком раздора не только из-за содержания и места своего расположения — так называемой стены безопасности, разделяющей враждующие Израиль и Палестину, — но и по причине того, что она фактически была украдена. Как? Вместе с куском четырёхметровой бетонной стены, конечно.

В поисках объективности камера документалистов исследует улочки старинного города Вифлеема, где и находится «место преступления» — только чьего именно преступления? Авторы картины используют пространство фильма в качестве места для дискуссий, давая слово политикам, искусствоведам, юристам и простым гражданам, пытающимся дать оценку произошедшему. Анализ граффити Banksy, на котором изображены осёл и солдат, нацеленного на привлечение внимания к несправедливой изоляции палестинцев, погружает в провокационное в своей сути течение стрит-арта. Кто-то увидел в его прочтении философскую идею, кто-то — вандализм, кто-то — ценное произведение искусства, а таксист Валид — отличный способ заработать. Banksy порождает социальные противоречия, но прочно объединяет общество в одном — в неравнодушии.

Авторы фильма с авантюризмом исследуют подводные камни стрит-арта как уникального искусства современности, являющегося универсальным урбанистичным способом коммуникации мирового масштаба, чьи правовые и социальные аспекты находятся ещё на этапе становления.

— Мария Лоханова

«Лето на озере» / Pond Life (2018)

реж. Билл Бакхёрст

"Pond life" (2018) Билла Бакхёрста, локализованный как «Лето на озере», — пример малобюджетной драмы, снятой в ностальгирующей эстетике 90-х, разыгрывающей на фоне эпохи VHS и кассетных плееров в провинциальном антураже шахтёрской деревушки Йоркшира совсем не идиллический сценарий подросткового взросления.

Картина способна породить череду приятных воспоминаний у всех, чьё детство и юность пришлись на чудесное догаджетовое время: о весёлой изобретательности, крепкой дружбе и готовности идти на сумасшедшие авантюры в попытке найти применение уйме детского времени, ещё полностью не украденного голубыми экранами.

По сюжету разношерстная компания, состоящая из старших подростков Трева (Том Вэйри), Пого (Эсме Крид-Майлз) и Малкольма (Энгус Имри) и младших проказников Шейна (Джанлукка Галлучи) и Дэйва (Итан Уилки), находит себе благородное занятие, вполне способное разбавить провинциальную скуку. Говорят, в пруду завелась рыбина невиданных размеров, и цель героев — поймать гигантского «Моби Дика» во что бы то ни стало. Для каждого из них охота на мифическую рыбу — не что иное, как попытка преодолеть собственные комплексы и травмы. Аутсайдерка Пого страдает психическим заболеванием, Трев переживает кризис в семье, с которой вынужден вскоре расстаться, Малкольм — один из тех странноватых парней, которые везде таскаются за объектом своей любви, несмотря на полное презрение со стороны последней, а неразлучная парочка Шейна и Дэйва — комплексующие дети, страдающие от дефицита внимания со стороны родителей и предпочитающие учиться жизни в компании взрослых товарищей.

Режиссёр пытается апеллировать к тонким материям человеческих взаимоотношений и чувств, и хотя порой картине Бакхёрста удаётся скользить лишь по поверхности пруда, глубинное погружение тоже происходит в особенно драматичные моменты сценария. К тому же фантастически прекрасной приманкой становится саундтрек Ричарда Хоули, окутывающий ностальгической атмосферой и вторящий настроению фильма с первых титров.

— Мария Лоханова

«Мир глазами Radiohead» / The World According to Radiohead (2019)

реж. Бенджамен Клавель

История группы Radiohead — это эпоха от зарождения и заката брит-попа, гранджа и электронной музыки до окончательного рецепта уникальности. Коллектив и его лидер Том Йорк — адепты депрессии и певцы несовершенства — давно стали синонимом не кричащей, но надменной элитарности. Между фанатами Radiohead и остальным миром два десятилетия подряд образовывался вакуум. Том Йорк брал под крыло школьных изгоев, антиглобалистов, творческую богему и модных бездельников, наделяя их правом использовать свое творчество как ресурс самоутверждения перед неразборчивой массой MTV. Однако всё, что казалось ранее причудами, стало в итоге главами извилистой истории борьбы за качество, которое порой побеждало элементарный набор правил артистов. Например, отказ Тома Йорка выступать в России из-за плохого звука и политики, который поклонники встретили молчаливым пониманием. Гитарист Radiohead Джонни Гринвуд давно пишет музыку для кино и больше десяти лет сотрудничает с другим символом элитарности — режиссёром Полом Томасом Андерсоном.

Поддержание мифа «не таких» у музыкантов выходит на ура даже в 2020 году, и мало кто осмеливался делать про них документалистику — выбранный ореол не терпит деконструкции. Поэтому режиссер Бенджамен Клавель отбросил попытки рассказать о Radiohead тем, кто не слышал ни одной песни и никогда ими не интересовался. Его фильм — большая рецензия и анализ культурного влияния творчества на события, происходящие в мире. Начиная с первой пластинки "Pablo Honey" (1993), критики и исследователи культуры размышляют о тонком восприятии Йорком глобального процесса, не забывая отмечать, что Radiohead остаются рок-звездами, а не философами: паутина их элитарности сплетена фанатами. И чтобы поспорить с героями фильма, дискографию группы стоит освежить в голове.

— Антон Чеклуев

«Рэй и Лиз» / Ray and Liz (2018)

реж. Ричард Биллингэм

Фильм британского фотографа и режиссёра Ричарда Биллингэма может оказаться приятным времяпрепровождением на новогодних каникулах, ведь герои этого фильма так нам будут знакомы. Начинающийся как история доживания своих лет стариком Рэйем (Патрик Ромер), фильм перерастает в глубокую сатирическую драму о британской семье прошлого века. Пожилой Рэй живёт в крохотной комнатке многоэтажки, и всю его нынешнюю жизнь можно определить по-пушкински «в окно смотрел и мух давил». Он проводит свои дни за самодельным пойлом, которое приносит ему странный парень, похожий на Иисуса. Вот до чего может довести настоящая вера!

Когда-то у Рэйя была семья, но в связи с некоторыми неблагоприятными обстоятельствами она распалась. Той, прошлой жизни, и посвящена большая часть фильма. Отец семейства Рэй (Джастин Сэллинджер), его жена Лиз (Элла Смит), два сына, старший и младший, проживали в типичном английском кирпичном доме. Иногда к ним заходил дядя Лоуренс (Тони Вэй) поиграть с детьми или посидеть с ними, пока родители уйдут по делам. Нельзя сказать, что жили они в достатке и благополучии, но некоторое очарование в этой жизни всё-таки было. Детальная проработка быта прошлого столетия, своеобразное английское произношение и чудаковатые ситуации, в которые попадают герои, — всё это задаёт фильму настрой на любование этим ушедшим миром. Ричард Бэллингэм, ставший известным благодаря фотосериям своей «неблагополучной» семьи, по сути, экранизирует собственное детство. Кто-то может увидеть в этом фильме очередную «чернуху» британского разлива, но такое проникновенное погружение режиссёра в собственное детство, где бытовую драму разбавляет тонкий юмор, заставляет сопереживать этой истории, нежели отвращаться от неё. Известной нам «нелюбовью» здесь даже не пахнет.

— Кирилл Власкин

«Плывём, мужики» / Swimming with Men (2018)

реж. Оливер Паркер

Жизнь Эрика (Роб Брайдон) наполнена офисной рутиной, да и дома тоже всё неспокойно — семейное благополучие даёт трещину. На помощь Эрику приходит группа таких же, как и он, уставших и запутавшихся в жизни мужчин, предлагая вступить в клуб-команду по мужскому синхронному плаванию. Идея клуба заключается в «протесте против бессмысленности жизни». С этого момента существование Эрика начинает превращаться в жизнь…

Заглянув на фестиваль, не проходите мимо нового фильма Оливера Паркера «Плывём, мужики» (2018). Частично фильм основан на реальных фактах из жизни Стокгольмского клуба художественного плавания, члены которого, к слову, появились в небольшом камео в роли команды по мужскому синхронному плаванию из Швеции. Также приятным сюрпризом станет участие в фильме Джима Картера и Руперта Грейвза, знакомых отечественному зрителю по ролям мистера Карсона в сериале и фильме «Аббатство Даунтон» (2010 — 2015, 2019) и инспектора Лестрейда в сериале «Шерлок» (2010 — 2017) соответственно. Нельзя оставить без внимания и других актёров, исполнивших роли пловцов-синхронистов — каждый из них порой за небольшой кусочек экранного времени представляет неповторимый и индивидуальный типаж, обременённый своими проблемами, с которыми герой и приходит в клуб.

Фильм наполнен интересными визуальными приёмами и деталями (в том числе и юмором), точно иллюстрирующими состояние персонажей и дополняющими штрихи к портрету членов плавательного клуба. Решённая в элегантном комическом ключе картина «Плывём, мужики» о поисках себя и обретении гармонии очаровывает и оставляет приятный шлейф светлых мыслей и надежд, что всё образуется, а потому пора бы уже и самому двигаться в сторону перемен к лучшему.

— Ксения Масленникова


Фильмы демонстрируются онлайн на языке оригинала с русскими субтитрами.

18+ Би­ле­ты на фильмы фестиваля мож­но при­об­рес­ти на офи­ци­аль­ном сай­те CoolConnections