MAD TOSBYКиноведческое критиканство на вашу потребуruПрошлое разбушевалосьhttps://madtosby.ru/quality-reviews/proshloe-razbushevalos/Wed, 08 Jul 2020 16:50:51 +0300 Вот что нас ждёт в будущем 2027 года, если верить прогнозу фильма «Здравствуй, мир» (2019) режиссёра-мультипликатора Томохико Ито. Любители бумажных книг могут спать спокойно, потому что электронная книга ни на йоту не заменит бумажную. Несмотря на активное развитие электроники, ручку и тетрадь в школе тоже никто не сможет заменить. Почтовые ящики и традиционная почта тоже будут, хоть и при тяжёлой конкуренции с социальными сетями. Дроны, снимающие всё вокруг над городом, станут таким же естественным явлением, как и птицы. А ещё человечество освоится на Луне, но это не точно (не забудьте про сцену после титра!). Юный школьник Катагаки, заядлый книгочей, ведёт тихую жизнь в Киото 2027 года. Книги стали главным объектом его интереса, он одновременно пытается жить по книгам и отгораживается книгами от этой жизни. Но внезапно среди этого спокойного книгосозерцания появляется странная голограмма, представившаяся как Катагаки из 2037 года. С этого момента авторы фильма позволяют нам всё больше ощущать наше тугодумие. Оказывается, что действие происходит не совсем в Киото 2027 года, а в записанных дронами воспоминаниях о Киото 2027 года, которые хранятся сейчас в Киото 2037 года. Революционное изобретение будущего, мощнейший квантовый компьютер с неиссякаемым запасом памяти, держит в себе целый мир недалёкого прошлого. С момента этого изобретения вся история города у исследователей будущего буквально в руках. Катагаки-старший проник в воспоминания, чтобы спасти в них свою возлюбленную от несчастного случая с грозой. В реальности же 2037 года она десять лет уже лежит в коме с умирающим мозгом, и сохранённые счастливые воспоминания могут вернуть ей разум. Фото ©️ Вольга Первая часть фильма в излюбленной японцами традиции погружает в лёгкую и смешную историю влюблённости двух подростков-интровертов. Тихоня Катагаки с помощью своей старшей версии будет пытаться влюбить в себя одноклассницу Итигё. Неловкие моменты с признаниями и касаниями заставят умиляться и смеяться одновременно. Но после милой романтики действие будет захлёбываться событиями, и отличить настоящее от прошлого, реальность от иллюзии будет всё труднее. Что бы мы делали с прошлым, будь оно у нас на руках? Конечно, в фильме прошлое лишь нолики и единички в компьютере, но и компьютер не простой. Он стал чуть ли не отдельной вселенной, пускай и дублированной. Вселенная смогла создать и защиту от вредоносных изменений в лице страшных сгорбленных солдат, устраняющих неполадки. После вредоносных для данных поступков двух Катагаки стража прошлого активно пытается вернуть всё как было. Такое вмешательство приводит к вторжению ноликов и единичек в мир реальный, и «устранять» неполадки стража намеревается уже физически. Прошлое вмешательств не прощает. Фото ©️ Вольга Но не только запрограммированные чудища готовы биться за прошлое. Сам Катагаки-младший так проникся своей возлюбленной, что делает всё возможное, чтобы попасть в реальный мир. И ему это удаётся с помощью техники творения материи, ещё одной штучки будущего. Только сильная воля может создать с этой техникой материю, а для живой материи воля требуется невероятная. Подростковая воля к любви оказалась именно такой. Пусть Катагаки и в абстрактном прошлом, но он готов биться за него с настоящим. Есть в фильме несколько выпирающих и провалившихся моментов. В милую историю добавили чуток эротики и кровавой смерти, не особо вписывающихся в общие настроения, а о некоторых поворотных событиях к финалу догадаться можно за несколько секунд до них. Но такие мелочи не особо портят цельность картины. Через лёгкий романтический сюжет с красочными экшен-сценами рассказывается хоть и слегка банальная, но поучительная история о том, как нехорошо вторгаться в прошлое даже с намерением изменить к лучшему настоящее. Нам, людям западной цивилизации, понять такой восточный подход к истории с принятием и всего плохого, и всего хорошего, наверно, пока ещё трудно. Изменчивость прошлого а-ля Тарантино ближе и понятнее. Но «Здравствуй, мир» всем нам будет уроком на будущее. В онлайн-кинотеатрах с 8 июля. Далёкие «Близкие»https://madtosby.ru/quality-reviews/blizkie-dalekie/Tue, 07 Jul 2020 16:54:07 +0300 Между членами семьи N нет согласия: каждый день для них — всплеск агрессии, передающейся от одного к другому как по нейронной цепочке, и лишь находясь вне стен квартиры и желательно как можно дальше от родственников, герои чувствуют себя легче. Так продолжается изо дня в день, но продолжаться бесконечно не может. Повествование первой полнометражной работы актрисы и режиссёра Ксении Зуевой разворачивается практически линейно, за исключением начала и конца, показывающих события из середины фильма. К анализу финала мы ещё вернёмся, а пока обратимся к основному повествованию. Фильм «Близкие» (2017) напоминает процесс документальной фиксации, где нет репетиций, художественной съёмки, монтажа и прочих необходимых атрибутов. От восприятия этого эффекта документальности становится немного не по себе, так как события выглядят убедительно реальными. Успокаиваешь себя только мыслью о том, что для большей выразительности некоторые моменты могли быть преувеличены. Однако в том, что в фильм вошло многое из реальной жизни, сомневаться не стоит. Сама Ксения рассуждает о содержании в картине достаточно большого автобиографического момента, а также рассказывает, что в принципе старается брать героев из своей собственной жизни и мира, окружающего её. Но даже и без авторского комментария реальность и личность момента в фильме становятся зрителю ясны — это указанное в конце фильма посвящение «маме». Документальная форма выражается во всех аспектах номинально художественного фильма. Естественность и реалистичность проявляются буквально во всём, в каждой мелочи, в каждой детали. Подача характеров всех героев и их взаимоотношения передаются через тонкие нюансы, выраженные сквозь определённые привычки, манеры, поступки, детали гардероба и интерьера, обрывки разговоров. Постепенно складывая все эти характеристики, зритель вырисовывает в своём сознании целостный и индивидуальный образ персонажа. И опять же: подача эта настолько естественна, что веришь, что те или иные отношения складывались годами, которые семья проживает вместе. Фото ©️ Ruskino Следит за героями периодически трясущаяся камера наблюдателя-документалиста (оператор-постановщик — Михаил Вихров). Но только ли для документальной формы стоило снять камеру со стабилизатора? Периодическая тряска визуально передаёт ту нестабильность и шаткость, которые царят в семье, эту дрожащую атмосферу, наполненную злобой. Сопровождает события фильма протяжное и нервное соло электрогитары (композитор — Мария Жуланова), ещё больше нагнетающее безысходность текущего положения. Единственный момент, нарушающий основное документальное повествование — концовка. Кто-то может расценивать её как флешбэк, но тут кажется более уместным сказать именно о метафоре. Метафора перехода в другой мир, метафора подведения черты и итогов, подобно красному поезду, уходящему прочь из кадра в конце фильма. Метафора момента, когда чаша негатива переполнилась и необходимо остановиться, чтобы не расплескать её содержимое. Ещё один аспект, очень важный для фильма, заключается в том, что данная картина — полноценный авторский фильм. Ксения Зуева выступила не только в качестве сценариста и режиссёра, она также взяла на себя роли художника-постановщика и художника по костюмам, проводила кастинг. Совместив всё воедино, она смогла создать необходимую для фильма органику, облачив сценарий в правильную для реализации идеи оболочку. «Близкие» — очень личное и в то же время глобальное кино о насущных проблемах современного общества. Может быть, этот фильм будет тяжело смотреть широкому зрителю, ибо его с головой окунут в концентрированную враждебность, что не всегда может быть приятно. Тем не менее этот фильм стоит посмотреть хотя бы потому, что он вскрывает абсцессы и заживляет те раны, которые мы сами, порой не имя возможности увидеть со стороны, залечить не можем.А кто наш враг?https://madtosby.ru/quality-reviews/a-kto-nash-vrag/Mon, 06 Jul 2020 20:04:31 +0300 Французская анимационная картина «Ласточки Кабула» (2019), выполненная в акварельной технике, взяла старт на прошлогоднем Каннском кинофестивале. Фильм был представлен в секции «Особый взгляд» вместе с российскими картинами «Дылда» (2019) Кантемира Балагова и «Однажды в Трубчевске» (2019) Ларисы Садиловой. В основу фильма был положен одноимённый роман алжирского писателя Мухамеда Мулесхула, публикующегося под женским псевдонимом Ясмина Хадра. Действие картины происходит в 1998 году во время гражданской войны в Афганистане (1996 — 2001), когда религиозные и социальные порядки в столице определяло радикальное исламское движение «Талибан». Жители города под страхом казни вынуждены приспосабливаться к новому режиму. В картине сразу четыре главных героя, глазами которых мы видим происходящие в обществе перемены. Мохсен (Сванн Арло) — молодой человек, который ранее работал преподавателем истории. В нынешних реалиях, когда университеты подвергаются бомбардировкам, а историю намеренно искажают, Мохсен не может пойти против собственной совести, поэтому продолжать работать он не может. Его жена Зунайра (Зита Анро) — свободолюбивая художница, которая мечтает о, казалось бы, простых вещах, которые теперь находятся под запретом: не носить чадру, иметь возможность громко слушать музыку, держаться с мужем за руки на людях, ходить вместе в любимый книжный магазин. В связи с этим в картине есть один любопытный приём: съёмка окружающей действительности через закрывающую лицо сетку паранджи, транслирующая подобным образом взгляд спрятавшейся за ней женщины. Взгляд ограниченный, скованный, притупляющий ощущения. По другую сторону баррикад находится Атик (Симон Абкарян) — тюремный надзиратель, который сторожит «опасных» для общества заключённых. Атик женат на Муссарат (Хиам Аббасс) — женщине, находящейся по причине болезни на пороге смерти. События фильма будут развиваться по принципу «эффекта бабочки»: одно случайное происшествие повлечёт за собой цепочку необратимых изменений, которые приведут повествование к трагическому финалу. Фото ©️ КиноПоиск Просмотр картины неизбежно воскресит в памяти другую французскую анимацию на схожую тему — «Персиполис» (2007). В этом фильме глазами девочки Маржан мы наблюдали становление исламской республики в Тегеране в 1978 году. Маржан, как и Зунайра, больше всего дорожила своей свободой, которую у неё отбирали по крупицам. Свобода — лейтмотив обоих произведений. Это то, что делает человека человеком вместе с любовью, способной растопить самоё чёрствое сердце, как это однажды произошло с сердцем Атика после встречи с Зунайрой. Символом свободы и надежды в фильме выступают ласточки. Не случайно убитая в начале картины птица станет предвестником катастрофических происшествий. Режиссёры фильма Забу Брайтман (лауреат премии «Сезар» 2003 года) и Элеа Гобе-Мевеллек хотят донести мысль, проговорённую ранее бессчётное количество раз и на экране, и в литературе о том, что война — деструктивное зло, забирающее не только жизни, но и смысл существования. Особенно ужасна война гражданская, когда люди искренне не понимают, с каким врагом они имеют дело. Слабые надежды взрослых на улучшение связаны только с детьми, которые обязаны их спасти в будущем. Но стоит ли на это рассчитывать, если рука малыша уже подняла с земли камень, чтобы вершить «правосудие» наравне со взрослыми? Большой фестиваль мультфильмов проходит онлайн с 3 по 12 июля 2020 года. Фильм «Ласточки Кабула» доступен 5, 6 и 12 июля здесь. История одного потерянного смыслаhttps://madtosby.ru/quality-reviews/istoriia-odnogo-poteriannogo-smysla/Sat, 04 Jul 2020 16:15:05 +0300 «Я умею вязать» (2016) — это в первую очередь крайне обаятельная, пусть и грустная, история о путешествии к себе, о целительной силе диалога со своими и чужими эмоциональными состояниями и чувствами; во вторую очередь картина Надежды Степановой — пример изумительно тонкой, внимательной к техническим деталям визуализации сценарного замысла. Главная героиня Таня (Алина Ходжеванова) — двадцатилетняя субтильная студентка, изучающая китайский язык. Фильм начинается с одного безрадостного утра, когда девушка внезапно принимает решение умереть. Попытка самоубийства оказывается провальной, и Таня просыпается в жутковатых интерьерах психиатрической больницы, деля палату с экстравагантной Ренатой (Анна Егорова), считающей себя в прошлом известной моделью. С этого момента клубок истории главной героини наконец начинает распутываться, и мы будем наблюдать за развитием двух параллельных сюжетных линий, выстроенных по принципу инверсивной драматургической композиции. Одна линия иллюстрирует существование Тани в жёлтом доме, другая обращается к прошлому, ища в нём истоки её экзистенциального кризиса. Закадровый голос главной героини, сопровождающий экранное действие, хоть и не является важным инструментом кинематографа как искусства визуального, в этой картине приходится весьма кстати, подчёркивая персонализированный контекст истории и позволяя эмоционально сблизиться с героиней. Зритель узнаёт, что Таня любит: свою собаку, а ещё вязать и мыть полы; Таня не любит: темноту, утренние пробуждения и выяснения отношений с семьёй, состоящей из матери (Анастасия Имамова), сестры Васи (Ирина Горбачёва) и отца — «бывшего чекиста», а теперь попросту пьяницы. А главная проблема героини в том, что она утратила смысл жизни, или никогда его не находила. Так или иначе, без этой тонкой, словно вязальная нить, квинтэссенции жизнь Тани невыносима и пуста. Её любимое хобби — вязание — в фильме метафорически воплощает смысл бытия. Девушка, восхищаясь удивительной способностью простой нитки ткать целые прекрасные вязальные полотна, сама пребывает в поиске ариадниной нити, способной указать путь в её собственных тёмных лабиринтах души. Фото ©️ Ruskino С внутренним невидимым для зрителя миром главной героини взаимодействует каждая визуальная деталь, отражающая его как зеркало, начиная, разумеется, с прекрасно подобранного типажа Алины Ходжевановой, мастерски воплотившей на экране трогательный образ, сочетающий глуповатую наивность, деликатность и внутреннюю глубину. Тесные пространства, длинные узкие коридоры отражают скованное неуютное ощущение Тани, чувствующей себя не на своём месте. Она с обречённостью всматривается в зеркала, пытаясь за внешним отражением найти нечто более значительное. Картина Надежды Степановой — это очень личное высказывание, цепляющее своей чувственностью, которую формирует и тонкая операторская работа Дмитрия Улюкаева, и удивительный мягкий рассеянный свет некоторых сцен, и органика цветовой гаммы, подчёркивающей настроение каждой сцены. От каждого образа исходит какая-то странная, ранимая внутренняя красота, которую не хочется тревожить, но хочется сохранить в качестве эстетического послевкусия.Апофеоз ретровейв-вечеринкиhttps://madtosby.ru/quality-reviews/apofeoz-retroveiv-vecherinki/Fri, 03 Jul 2020 20:31:36 +0300 Если посмотреть трейлер данного творения, то становится понятно, что не понятно ровным счетом ничего. Синопсис также не изобилует какими-то деталями. Что-то про повреждённый корабль, искусственный интеллект и попытки «излечить» его женщинами загадочного племени. Звучит уже занятно. При просмотре на первый план выходят яркие краски кислотных неоновых оттенков, иными словами — истинный страх эпилептика, а также знакомые по VHS стилизированные помехи а-ля «Кунг Фьюри» (2015). Оно и не удивительно, ибо в исполнительных продюсерах — Дэвид Сандберг, который его и снял. Все мы помним, какой эффект произвел выход этого творения в Интернете и на Международном Каннском кинофестивале, вдохнув новую жизнь в дело всех ценителей ретро. Но тем не менее упомянутый «Кунг Фьюри» ставил на абсолютную безбашенность и лёгкий оттенок треша, упакованный практически без изъянов в упаковку ретровейва 80-х, здесь же дело обстоит несколько иначе. Фото ©️ IMDb «Кровь машин» (2019) Сета Икермана всё-таки претендует на серьёзность — напускная сюжетная примитивность с лихвой компенсируется не только визуальным стилем, но и также заложенным поп-культурным референсом: видно, что вся концепция картины была вдохновлена полуэротическими космическими фэнтези 80-х, так как прямо чувствуется, что сценарий и раскадровку писали на обнажённом женском теле. Да, женских тел в фильме неприлично много, и за это ему многое можно простить. Здесь при желании даже можно разглядеть метафоричное отображение угнетения женщин и патриархата, который ловко скидывают прекрасные героини фильма. Фото ©️ IMDb Если быть честным, то «Кровь машин» не стоит считать фильмом в классическом его понимании, это скорее перформанс, дань элементам культуры, которые греют тех, у кого в наушниках играет тот самый Carpenter Brut или любой другой гуру нью-ретровейва. Ведь если копнуть глубже, то можно узнать одну важную деталь — фильм родился из клипа к композиции "Turbo Killer" вышеописанного исполнителя, а режиссёр фильма Сет Икерман на самом деле тандем двух творцов — Рафаэля Эрнандеса и Савитри Джоли-Гонфарда. И если просто расслабиться и воспринимать «Кровь машин» как вышедший из-под контроля музыкальный видеоклип, то можно получить удовольствие, близкое к максимальному. Фото ©️ IMDb Что действительно может «зацепить» внимание при просмотре, так это дизайн корабля главных героев — представьте себе гибрид зубастой челюсти, подковы, двух огромных пистолетов и любой случайной вещи из вашей фантазии. Если ничего конкретного на ум не пришло, то надо идти и смотреть. Несмотря на то, что практически физически ощущаешь низкобюджетность фильма, об этом успешно забываешь после нескольких минут. Работники сферы CGI выжали максимум из того, что могли, чтобы зритель точно не остался равнодушным. Определённо не стоит рассматривать «Кровь машин» с позиции классического жанрового кино — это творение само является огромным референсом и не стесняется этого, потому что сделано с любовью. Поэтому стоит просто расслабиться, пристегнуть ремни и получать удовольствие от процесса.«Гранитный камушек» раздораhttps://madtosby.ru/quality-reviews/granitnyi-kamushek-razdora/Fri, 03 Jul 2020 15:59:31 +0300 Сюжет фильма дебютанта в полном метре Александра Гришина «Атакан. Кровавая легенда» (2020) основан на легенде: в центре внимания — мистический артефакт, камень Атакан, использовавшийся язычниками в качестве алтаря для человеческих жертвоприношений. Камень был найден во время строительства Санкт-Петербурга, спустя некоторое время его смыло в Неву, а на предполагаемом месте нахождения загадочного объекта стали происходить необъяснимые вещи, пропадали и погибали люди. Студентка питерского вуза N Нора (Ксения Плюснина) показывает преподавателю Дмитрию Митину (Владимир Кузнецов) дневник своего деда, в котором говорится об этом самом Атакане: как раз в этот день Митин уделил ему особое внимание в своей лекции. Дед Норы столкнулся с камнем во время строительства метро, все члены его бригады погибли, и только ему удалось спастись. Однако никто не верил в его рассказы, и дед попал в психиатрическую больницу. Об артефакте до поры до времени он никому не рассказывал, однако относительно недавно нарисовал по памяти карту пути к загадочной каменюке. Теперь внучка одержима идеей найти Атакан и доказать дедову правоту. Структура фильма не отличается какой-то особой оригинальностью. Начинается он, как это странно бы ни звучало, с конца. Первое, что видит зритель, а точнее, слышит, — девичьи крики на фоне чёрного экрана. Затем появляется и изображение — имитация съёмки на видеокамеру двух перепачканных и испуганных девушек. Запись периодически прерывается и искажается цифровыми помехами и сбоями. Сразу скажу, что такой приём будет часто появляться в фильме, ибо один из героев начнёт фиксировать события на камеру, а зритель будет смотреть на события его глазами. Но кроме кадрировочной рамки и значка записи (да эффекта брака цифровой записи) эти съёмки не будут ничем отличаться от эпизодов, снятых не видеокамерой из пространства фильма. Либо у нашего персонажа камера слишком крутая, либо создатели не озаботились обогатить форму любительской видеосъёмки, либо рецензент отстал от жизни и ничего не понимает в современной технике. Уместность этого эффекта в принципе можно поставить под сомнение — эта камера не сыграет значительной роли в сюжете, она не будет найденной где-то в коридорах, записанное на ней не поведает о случившемся, это также не опасная трансляция или стрим в Интернет. Вскоре зрителя встретит краткая справка, подкреплённая подобранными изображениями гравюр и фотографий (не исключено, что их могли подкорректировать в угоду фильму) о специальном отделе ОГПУ, занимающимся паранормальными и мистическими явлениями: сотрудники секретного отдела отправлялись в экспедиции на Тибет, Сибирь, изучали телекинез, да и про наш камешек не забыли. Только после этой информации начинается линейное повествование истории, заявленной в аннотации фильма, которое в итоге приведёт зрителя к той точке, с которой всё началось. Развязка приготовит нам парочку внезапных, но, впрочем, достаточно предсказуемых поворотов, во избежание спойлеров говорить более о ней не буду. Итак, артефакт с богатой историей — есть, увлечённые идеей персонажи в количестве двух человек — есть. Чего-то не хватает в нашем рецепте хоррора. Слишком мало членов поисковой группы, не правда ли? Состав экспедиции расширяется за счёт увлечённой скалолазанием однокурсницы Норы по имени Полина (Полина Строгая), предоставившей нашим «Индианам Джонсам» снаряжение и захватившей брата Борю (Владислав Алтайский) с вечно включённой видеокамерой. В последний момент на хвост исследователям петербургских подземелий также падают Максим (Денис Лукичёв) и его девушка Лана (Анна Серпенева). Классический состав разнотипажных персон готов, и теперь наконец можно отправляться в путешествие. Что касается актёрской игры, то она, к сожалению, в фильме не самая лучшая. Это же относится и к сценарной части: как было описано выше, состав группы искателей разномастен и состоит из характерных типажей — тихоня, умный, тусовщик и его девушка, спортсменка, парень с камерой, — но тем не менее эти различия персонажей проявляются слабо и в основном в стиле одежды (и то далеко не у всех) либо паре ознакомительных сцен (снятых явно для того, чтобы показать, кто именно наши герои). Вообще нужно сказать, что экспозиционная часть проходит достаточно быстро — из неё зритель узнает больше про злополучный камень, чем про характер каждого героя. Но нужно ли оно в контексте данного фильма? На этот вопрос каждый зритель ответит себе сам. На пути горе-искателей (или героев-искателей?), а вместе с ними и зрителей будут поджидать всевозможные клише разных родов, размеров и форм — обязательно у кого-то из членов группы проявится заболевание, затрудняющее продвижение к цели, приблизительно на половине фильма падёт первая жертва, а ближе к завершению пути найдётся и тот, кого всё достало и кто захочет уйти, а также член группы, поддавшийся влиянию злой силы… Персонажи, ищущие в подземельях Санкт-Петербурга таинственный артефакт, скорее напоминают группу друзей, проходящих квест с повышенным уровнем реалистичности и сложности. При каждом попадании героев в новую локацию хочется многократно повторять станиславское «Не верю!». Комнаты не выглядят покинутыми, да и странно, что их не нашли раньше при обустройстве ночного клуба (бывшего бомбоубежища), вещи, разложенные по локациям, похожи на реквизит для квеста, организованный за несколько часов до запуска очередной группы искателей и решателей головоломок. В итоге «Атакан. Кровавая легенда» по уровню своей реализации — достаточно вторичный фильм. В нём собрано всё то, что мы уже много раз видели до и наверняка увидим в подобных фильмах много раз после. Но примем во внимание, что основной состав создателей фильма — дебютанты или те, у кого небольшой опыт в кинематографической сфере. Как первый полнометражный фильм и проба пера картина вполне имеет право на существование, и при всех выше сказанных словах нельзя не принять во внимание и положительные моменты этого проекта. Во-первых, это достаточно заманчивое и интересное решение многократно использованной схемы — привлекательная история камня Атакана, а также само действие, которое происходит в Санкт-Петербурге, богатом на мистические истории и холодную (в этом случае даже леденящую) северную атмосферу. Во-вторых, это смелость и инициативность создателей в реализации как малоразвитого пока в нашей стране жанра ужасов, так и в принципе достаточно затратного и сложного проекта. Так что будем надеяться, что в будущем авторы учтут все полученные знания и порадуют зрителей отличными картинами.Фестиваль «Зеркало» объявил победителейhttps://madtosby.ru/novostnoe/festival-zerkalo-obiavil-pobeditelei/Wed, 01 Jul 2020 15:59:53 +030030 июня завершился XIV меж­ду­народ­ный ки­нофес­ти­валь им. Ан­дрея Тар­ков­ско­го «Зер­ка­ло», все мероприятия которого прошли онлайн на платформе tvzavr. По информации организаторов, в удалённом режиме фестиваль посетили более 2 млн человек. Церемония закрытия состоялась в фестивальной студии, которую для этих целей построили на территории Юрьевецкого пивоваренного завода. Ведущими стали актёр Юрий Колокольников и актриса Ольга Бодрова. В студии показали скринлайн режиссёра Алексея Фисуна и сценаристки Елены Ваниной, рассказывающий о том, как Андрей Тарковский мог бы снять фильм «Зеркало» (1974) сегодня. Также зрители смогли услышать певицу Машу Макарову (группа «Маша и Медведи»), которая исполнила песню «Арарат» под аккомпанемент Филиппа Чельцова. На церемонии закрыти фестиваля были вручены следующие награды: Гран-при: «Назир» (2020) Аруна Картика (Индия, Нидерланды, Сингапур) Приз за лучшую режиссуру: «Без особых признаков» (2020) Фернанды Валадес (Мексика, Испания) Приз за профессиональные достижения: «Одинокая скала» (2020) Алехандро Телемако Таррафа (Аргентина, Мексика, Катар, Великобритания) Приз за вклад в кинематограф: Михал Лещиловский, режиссёр монтажа картины «Жертвоприношение» (1986) Приз жюри молодых критиков «Голос»: «Кот в стене» (2019) Веселы Казаковой и Мины Милевой (Болгария, Франция, Великобритания) Приз зрительских симпатий по результатам голосования в соцсетях: «Кот в стене» Веселы Казаковой и Мины Милевой (Болгария, Франция, Великобритания) Все рецензии MAD TOSBY на фильмы фестиваля можно найти здесь. По результатам работы образовательных кампусов (в этом году они были названы «Документальная анимация периода пандемии» и «Документальный монтаж немонтажного времени») были сняты итоговые проекты: мультфильм и трейлер документального фильма. Также было объявлено, что ролик следующего, юбилейного «Зер­ка­ла» будет снимать арт-фотограф Юлдус Бахтиозина, режиссёр конкурсной картины «Дочь рыбака» (2019). «Зер­ка­ло» — первый крупный российский кинофестиваль, который решился перейти в онлайн. К сожалению, мы не смогли в этом году привезти фильмы и гостей в Юрьевец. Но зато в этом году мы показали Юрьевец всей России. Наши прямые эфиры на разных платформах в общей сложности посмотрели более 2 млн человек. Зрителей у «Зер­ка­ла» больше, чем за все предыдущие годы. Наверное, это и есть главный результат нашего эксперимента — то, что у «Зер­ка­ла» появились новые зрители, многие из которых станут гостями следующего, XV кинофестиваля «Зеркало», который мы обязательно откроем по традиции здесь, в Юрьевце. Константин Шавловский, генеральный продюсер фестиваля Фестиваль прошел при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Ивановской области. До­пол­ни­тель­ная ин­форма­ция: офи­ци­аль­ный сайт ки­нофес­ти­валя.«Дочь рыбака»: найди в себе царевнуhttps://madtosby.ru/quality-reviews/doch-rybaka-naidi-v-sebe-tcarevnu/Tue, 30 Jun 2020 18:15:34 +0300 Ожидать от молодого арт-фотографа Юлдус Бахтиозиной, чья слава давно вышла за пределы земли русской, чего-то обыденного и менее претенциозного, чем сверкающие кокошники, соболиные шубы и нарумяненные царевны с блистающими зубными грилзами, было бы странно. Эти образы уже стали визитной карточкой фотохудожницы из Санкт-Петербурга. В фильме «Дочь рыбака» (2019) гиперболизированно воплотились все фантазии Юлдус на тему вдохновляющей её русской фольклорной сказки. Фото ©️ КиноПоиск По сюжету фильма главная героиня Полина (Алина Король) с говорящей фамилией Щукина вместе со своей подругой Серафимой (Серафима Соловьёва), увлечённой позитивным мышлением и подиумной модой, по обыкновению начинают свой рабочий день в качестве продавщиц рыбного фургончика. Переживания о брате не дают Полине спать по ночам, из-за чего чувствует она себя скверно. Внезапно мирную скучную торговлю нарушает необычная покупательница рыбьих голов — чудаковатая старушка (Валентина Ясень), выряженная будто живая иллюстрация к русским народным сказкам (за исключением разве что больничных бахил и детской коляски с радиоприёмником). Казалось бы, тут всё понятно — но только не в фантастической реальности «Дочери рыбака», в которой старушка оказывается совсем не сумасшедшей, а проводницей в мир сказок, а точнее, — царевн. Ну и как оно обычно бывает — чудодейственный чаёк от бабули делает свою работу. Главная героиня выпивает чашечку на ночь и моментально отправляется в дивный сказочный трип по лучшему из миров, который, однако, оказывается неожиданно похожим на наш с вами. В своей картине Бахтиозина иронично высмеивает социокультурный русский контекст, обращаясь к ярким эклектичным образам, совмещающим черты различных эпох. Эклектика вообще одна из характерных особенностей её творческих проектов. История продавщицы рыбной лавки, из которой обещают сделать царевну, показана на экране через призму культурных кодов мифологического и постсоветского сознания. Симбиоз кричащей сказочности на грани китча и удручающей реальности под масками пафосных образов рисует непривлекательную картинку закулисья рекламного глянца. Фото ©️ КиноПоиск Сегодня разделывающая рыбу на ужин (в розовых халате и перчатках) Полина — только ларёчница, живущая в бедной каморке, но привлекательная «говорящая голова» из телевизора уже заманивает на обучающий эксклюзивный телекурс «Как стать профессиональной царевной». Чтобы попасть в волшебный мир, нужно всего лишь сделать шаг из дверей гостиной по мановению крыла человекоподобной золотозубой жар-птицы, а уж там она — параллельная реальность. Правда, сначала мир волшебства и исполнений желаний оказывается предательски похожим на холл совдеповского госучреждения, в котором толпится и чахнет от скуки очередь жаждущих кардинально преобразиться девиц, выглядящих так, будто в сказку их чуть ли не принудительно забрали телепортом с костюмированного бала ночных бабочек. Ну а после начинаются совсем не сказочные очереди, коррупция, бюрократия, «блат» и тотальные подмены понятий, скрывающиеся под тяжестью шелков, жемчугов, парчи и кокошников — всё как в реальной жизни. Чтобы в вас нашли «царевность» представители аккредитованного на сие действие учреждения — нужно пройти целый квест; и да, разумеется, результат вам «никто не гарантирует» (где-то мы это уже слышали). Фото ©️ КиноПоиск Итак, «Дочь рыбака» — это яркая, эстетически продуманная до мелочей сатира. «Вкусная» картинка периодически очень напоминает рекламный ролик или бэкстейдж дорогой фешен-съёмки. Кстати, фотохудожница не только сама написала сценарий картины, выступила постановщиком и даже главным оператором, но и сыграла одного из персонажей, поэтому авторская индивидуальность её стиля закономерно читается в каждом кадре. Картина рефлексирует о бытности советского периода в ностальгических декорациях 80-х, обыгрывает мотив смерти, параллелясь в этом с «Последней сказкой Риты» (2012) Ренаты Литвиновой (визуально, кстати, тоже), и использует эпические приёмы и сказочные коды, чтобы напомнить, что «по щучьему веленью» сани едут только в сказках.