MAD TOSBYКиноведческое критиканство на вашу потребуru"I'm Not Done"https://madtosby.ru/quality-reviews/im-not-done/Thu, 21 Jan 2021 20:32:18 +0300 Урок музыки в школе. Мистер Гарднер (Джейми Фокс) безуспешно пытается совладать с кто-в-лес-кто-по-дрова учениками, которым до музыки нет особо никакого дела — кроме талантливой девочки, которую все одноклассники высмеивают за её увлечённость на этом скучном предмете. Но это только до того, как мистер Гарднер начинает играть: ведь играет он на фортепиано так, что время останавливается. Однако мистер Гарднер не хотел становиться учителем, чтобы делиться своим талантом, как кто-то мог бы подумать. Напротив: он пошёл в школу, чтобы иметь возможность получать хоть какие-то деньги за своё мастерство музыканта, которое никому, кроме него, не нужно. Никому — это не просто какие-то сильные слова: не нужно оно даже его матери (Филисия Рашад), воспринимающей повышение сына до штатного учителя как наконец-то по-настоящему удачный для него шанс. Стоит ли говорить, что мистер Гарднер этот шанс удачным не считает? Он с сожалением смотрит на портреты музыкантов, висящие в классе, и понимает, что его время для мечты, возможно, уже ушло. Но ушло ли? Именно в этот переломный момент судьба даёт мистеру Гарднеру то, чего он ждал всю свою жизнь — прослушивание в джазовом коллективе самой легенды джаза Дороти Уильямс (Анджела Бассетт). И Гарднер с блеском забирает то, что ему причитается, — ведь он отличный музыкант с горящими глазами, знающий, что такое игра, отдача и мастерство. А потом — что ж, потом он на пути домой падает в люк и умирает. Ну, почти умирает. Завязка нового анимационного приключения Pixar «Душа» (2020) в действительности ещё более ошеломительно хороша, чем её описание. Впрочем, как и весь мультфильм, который содержит в себе ровно столько волшебства, сколько мы и ожидаем этого ото всех пиксаровских лент. Картина расскажет и о The Great Beyond в виде огромной лестницы-травалатора в яркое белое ничто (или что-то?), и о The Great Before с пастельным миром зарождения душ, и о средоточии квантовых форм, которые следят за соблюдаемым в космосе порядком. А ещё о том, как многие души приходят в этот мир, а некоторые приходить в этот мир почему-то отказываются. Нерождённая душа без интересов, прошедшая через множество именитых учителей и всё ещё не видящая смысла в жизни, 22 (Тина Фей) неоднократно просит, чтобы её оставили в мире нерождённых душ и в покое, но из-за беспорядка, устроенного побегом «умершего» Джо, она получает вчерашнего педагога в наставники. А Джо вообще-то не хочет никого наставлять: он хочет уже добраться до своей мечты, получить её, влететь в неё с разбега… А это значит, что ему всего-то лишь придётся снова стать живым, обманув всё устройство мира. Объединяя свои усилия, Джо и 22 попадут в неправильные тела, но даже в них будут стремиться доставить музыканта на концерт (что есть стремление Джо) и понять, чем же так хороша эта жизнь, в которую все так жаждут попасть (что есть стремление 22). А на самом деле — пройдут полный совместного обучения путь, жизненно необходимый каждому из них. Фото ©️ WDS «Душа» не так проста, как может показаться, и содержит в себе множество пластов, из которых строится сюжет. Нам, например, показывают, из чего создаётся личность: человеку даётся не только характер, но и «искра», что-то, что зажигает его на действия, что приносит ему счастье, что нужно найти; что-то, что Джо принимает за цель в жизни. Этим открывается некое философское пространство для дискуссий (не говоря уже о том, что сама задумка картины провоцирует на диалог), ограниченное, правда, во вселенной фильма — о том, что души рождаются в телах с готовыми, уже сформированными кем-то (забавными и немного индифферентными квантовыми субстанциями) характерами. Мы также видим «потерянные души» — души, которые лишились своей сущности, уйдя в переживания, трансформировавшиеся в комплексы. Не обходится и без сложной проблемы родителей и детей: мать Джо, которая в понимании сына не верит в него и его не поддерживает, всего лишь хочет ему судьбы иной, чем у его бедного отца-музыканта, тогда как Джо не видит, насколько та на деле беспокоится о его жизни и его будущем. Здесь есть и тема в целом отношений между людьми и влияния неаккуратно брошенных слов или поступков на ранимую душу другого человека. Конечно же, есть и рассказ о пути учителя и ученика — и это иронично, что работа, от которой Джо бежит в реальной жизни, находит его в жизни «после жизни». А также, едва ли не самая главная, — тема ложности и истинности выбранных целей, приверженности мечтаниям о том будущем, которое считаешь для себя правильным, и невозможности порой (но неизбежной необходимости) понять, что иногда то, что ты запланировал, на деле не является тем, что тебе необходимо. Фото ©️ WDS Да, фильм затрагивает табуируемую обычно тему неготовности к смерти — и в связи с этим и тему истинной ценности жизни. Преследуя ложную цель, Джо не готов умирать, да и кто будет готов, когда всё только стало налаживаться? Его жизнь проходит в одиночестве, до счастливого момента она даже в какой-то степени бессмысленна, и 22 не может, но жаждет понять: как так, что человек, которому настолько плохо, по-прежнему не хочет расстаться с этим странным миром? Неудивительно, что ошибочные цели, к которым Джо стремился на протяжении жизни, вскрывают для него свою сущность только после его смерти. Две души, исповедующие противоположные ценности, встречаются, чтобы научить друг друга смотреть на мир по-новому. Фото ©️ WDS В картине, срежиссированной, как можно уже было догадаться, Питом Доктером («Корпорация монстров» (2001), «Вверх» (2009), «Головоломка» (2015)), есть всё, что можно только захотеть найти для отличного просмотра: и знаковый визуальный мир, и юмор, за который мы любим мультфильмы студии, и фирменный элемент трагичности, что делает этот юмор более живым, и джазовые песни Джона Батисте, и космический нью-эйдж саундтрек от Трента Резнора и Аттикуса Росса. Фильм хоть и поднимает важные вопросы, но всё-таки не даёт на них однозначного точного ответа, а только подталкивает к размышлениям о том, что по-настоящему ценно в жизни. Найти свою радость, свой «огонь», свою «искру» необходимо, но это — не цель, и иногда стоит делать что-то не для того, чтобы это стало главенствующим смыслом. Иногда стоит делать что-то просто для того, чтобы жить. 6+ «Душа» (2020): в прокате с 21 января. Месть съедает душуhttps://madtosby.ru/quality-reviews/mest-sedaet-dushu/Thu, 21 Jan 2021 12:29:54 +0300 Кассандра Томас, а для своих просто Кэсси (Кэри Маллиган), в свои тридцать лет живёт с родителями, работает в кофейне за небольшую зарплату и в качестве своеобразного «хобби» по ночам «выявляет» неблагопорядочных мужчин во всевозможных барах и клубах. Делая вид, будто она пьяна, Кэсси каждый раз уезжает домой к очередной «жертве» и в самый ответственный момент… Трудно сказать, что делает Кэсси. Каждый выход заканчивается зачёркнутой палочкой в маленьком блокнотике, однако по городу вроде как не ходят слухи о неком маньяке, убивающем мужчин. Возможно, она читает им назидательные лекции. Но оставим этот момент воображению зрителей. Фото ©️ Вольга Когда-то Кэсси была одной из лучших студенток медицинской школы, и до определённого момента мы можем только догадываться, что заставило её бросить престижное образование и заняться такой странной «охотой». К середине фильма по мелким деталям вся история соединяется в целое. Подругу Кэсси, учившуюся с ней в медицинской школе, публично изнасиловали на одной общажной вечеринке. Насильник не понёс наказания, и вскоре девушка покончила с собой. Стоит ли уже говорить, что «Девушка, подающая надежды» (2020) — прямое заявление в поддержку борьбы с харассментом, получившей известность благодаря движению #MeToo (англ. «Я тоже»). Фото ©️ Вольга Однажды за работой Кэсси встречает бывшего одногруппника Райана (Бо Бёрнэм), закончившего медицинскую школу и ставшего хирургом-педиатром. По его признанию, ещё в студенческие годы он был влюблен в Кэсси, и её, подающей надежды студентки, внезапный уход никто не мог понять. Теперь Райан начинает общение с Кэсси сначала, попутно пытаясь пробиться сквозь её барьер, выстроенный от мужчин в результате психологической травмы. Кэсси продолжит своё противостояние мужчинам, среди которых, как окажется, нет ни одного порядочного человека. Возможно, в этом заключается однобокость конфликта картины, хотя безосновательной оголтелой истерикой здесь не пахнет. Рассматривается совершенно конкретная ситуация, поэтому фильм не выходит на более общий уровень с другим порядком сложности отношений между людьми. Фото ©️ Вольга Некоторыми моментами из фильма можно проникнуться, так как режиссёр, она же сценарист, умеет создать напряжение, расположив сцены в нужной последовательности. Эпизоды с разыгранными «изнасилованиями» бывшей одногруппницы и несовершеннолетней дочери директора медицинской школы воистину пугают мастерски. И главная тайна фильма, до последнего скрывающаяся от зрителя, будет дана в самый нужный момент, когда все чувства будут уравновешены. Хотя самые догадливые зрители могут сказать, что всё понятно с самого начала. Фото ©️ Вольга Есть в этом фильме очень важный момент, на который так легко не обратить внимание за общим пафосом мести за совершённое преступление. Конечно, насилие — это ужасно. Разумеется, жертва — это жертва, и виновен всегда только насильник. Но есть одна деталь в фильме, которая показывает обратную сторону ситуации. Как в фильме «Иваново детство» (1962) Тарковский вскрывал мёртвую душу человека, искалеченного войной, так в «Девушке, подающей надежды» раскрывается «мертвечина» внутри человека, вставшего на путь мести. Кэсси одержима лишь одной идеей. Холодно и расчётливо она подготавливает каждый шаг к очередной операции по наказанию похотливых самцов. Особо завораживает, как при скудной зарплате Кэсси удаётся проворачивать все свои выходы, требующие немалых денег. Видимо, когда только местью живёт человек, все средства копятся только на неё. Даже физическая смерть Кэсси не способна остановить её дело. Духовно она мертва уже давно, и все её действия заведомо рассчитаны как самоубийственные. Долго длящаяся и снятая одним планом сцена удушения Кэсси заставляет поверить в её кончину, но заранее записанные послания разным участникам этой «пьесы» доводят всё до логического конца. Наверно, это идеальный финал истории про месть — все виновные наказаны, а машина мести (само)уничтожена. Что может быть лучше. 18+ «Девушка, подающая надежды» (2020): в прокате с 21 января.