MAD TOSBYКиноведческое критиканство на вашу потребуruЛучшее — враг завистливого, а не хорошегоhttps://madtosby.ru/quality-reviews/luchshee-vrag-zavistlivogo-a-ne-khoroshego/Mon, 28 Sep 2020 12:21:24 +0300 Справедливости ради следует признать, что спортивная драма Ильи Учителя «Стрельцов» (2020) не вполне байопик. В получившемся зрелищным фильме представлена увлекательная, местами приукрашенная и заострённая, но от этого не страдающая в кинематографическом отношении интерпретация поворотных событий в жизни легендарного нападающего московского «Торпедо» и сборной СССР. Биография Эдуарда Стрельцова (1937 — 1990), чемпиона Олимпийских игр 1956 года в составе советской сборной, и без того окутана мифами и легендами. Зрителю, созерцающему по старым архивным киноплёнкам Божий дар великого футболиста и в общих чертах представляющему себе боль от главной трагедии, произошедшей в жизни Стрельцова, смотреть этот фильм будет особенно интересно. Неужели выросший в голоде и нищете футбольный гений спустя короткое время после попадания в столичную команду, игравшую в премьер-лиге, начал активно кутить, изрядно выпивая и проводя долгие часы в компании ветреных дам, в то время как профессиональным футболистам предписан особый спортивный режим? Вот так прям в полуфинале Олимпийских игр в дополнительное время наша сборная, оставшись вдевятером против одиннадцати болгар и проигрывавшая в один мяч, усилиями Эдуарда Стрельцова за пять минут переломила ход игры и победила? Ну а правда ли, что ради опоздавшего по неуважительной причине Стрельцова поезд, следовавший из Москвы в Германию, по требованию отдельного госчиновника остановили в Можайске с ущербом для общего железнодорожного движения? Оказывается, все эти невероятные свершения являются реальными фактами, показывающими нам Стрельцова как фигуру избалованную и обласканную властью в силу того, что это был лучший игрок сборной. Соответствует ли хоть в чём-то образ Эдуарда Стрельцова, воплощённый в этой киноленте Александром Петровым, своему легендарному прототипу (чем уже успел публично возмутиться спортивный журналист и комментатор Василий Уткин)? Сказать сложно. Да и нужно ли? Создатели фильма честно заявляли о том, что их проект только вдохновлён молодыми годами форварда и его карьерой, прерванной тюремным заключением. Это история по мотивам биографии футболиста, а не доскональное воссоздание его личной летописи. Читаемые крупицы характеров на лицах у экранного Стрельцова и реального Стрельцова, запечатлённого на чёрно-белых фотографиях и архивных видеосъёмках, заметно отличаются друг от друга. В фильме этот человек в некоторых проявлениях даже идеализирован. На командном заседании он не примкнул к единогласному конформистскому голосованию за исключение из команды пьянствующего товарища. Не отказал дружку-собутыльнику, упросившему пойти с ним на роковую для Стрельцова пьянку, хотя не имел права покидать тренировочную базу. И самое главное: в фильме женатый спортсмен не то что не насилует постороннюю девушку в пьяном состоянии, но и вообще не изменяет своей жене. Виновник его трагедии здесь — всего лишь его неосмотрительность и податливость чрезмерно праздной жизни. Но как было дело на самом деле, остаётся только предполагать. Фото ©️ Централ Партнершип Оправданно ли в таком случае авторы фильма взяли имя Эдуарда Стрельцова, а не сняли кино о вымышленном персонаже, помещённом на место одного из лучших футбольных бомбардиров сборной Советского Союза за всю историю? Ответ в самом вопросе. Так или иначе по ключевым сюжетным поворотам и конфликтам мы узнали бы в главном герое легенду мирового футбола, шифровать которую под другим именем бессмысленно. Ну а если брать во внимание возможную реакцию потомков Эдуарда Анатольевича, то вряд ли картину они не примут: получившийся кинообраз ничуть не дискредитирует гения-футболиста, а, наоборот, пробуждает интерес к изучению его биографии и фирменных футбольных приёмов. К тому же дерзну засвидетельствовать своё субъективное мнение: пока что это лучшая кинороль Александра Петрова. Хорошо сыграли и другие актёры, например, Виталий Хаев в роли тренера Виктора Маслова, главного в жизни наставника Стрельцова (подобно тому, какое место в жизни выдающегося хоккеиста Валерия Харламова занимал великий тренер Анатолий Тарасов: привет «Легенде № 17», 2013). Весьма колоритными получились и генсеки ЦК КПСС — Никита Сергеевич в исполнении Василия Мищенко (сразу актёра можно и не распознать в гриме, только если всмотреться) и Леонид Ильич в исполнении Алексея Колгана (этого артиста выдаёт голос, не спутываемый ни с каким другим). Главный антагонист фильма — ответственный по идеологии в «Торпедо» и сборной СССР по фамилии Постников (Александр Яценко), по чьей милости, собственно, Стрельцов в фильме и оказывается за решёткой, — весьма удавшаяся роль ещё одного известного современного актёра. Однако как в своё время Эльдар Рязанов был убеждён в несовместимости добродушной натуры Георгия Буркова с перевоплощением в образы негодяев, так и здесь благодаря моложавому и вызывающему долю жалости лицу Яценко, имеющему некое сходство с лицом Николая Бурляева, может сложиться впечатление об априорном несоответствии ранимой и страдальческой породы звезды «Оттепели» (2013) и «Аритмии» (2017) предлагаемым образам негодяев. «Стрельцов» Ильи Учителя — зачётный российский кинопроект на излюбленную большим отечественным экраном в последнее десятилетие тему советского спорта, воспринимаемого и полвека назад, и сейчас как национальное достояние, практически ничего не имевшее общего с бизнесом. Фильм, посвящённый памяти великого футболиста и других выдающихся спортсменов (что следует из финальных титров), вызывавших у советского народа искреннее чувство гордости за свою страну (даже когда политика делала обратное), также напоминает о едином сплочённом духе команды, в которой лидер не вызывал зависти у своих собратьев (разве только в редких случаях, в фильме это тоже затронуто). По крайней мере, многие в это свято верили. А завидовали ли успехам лучших из лучших партийные члены, маскировавшие свою ненависть под надзор за соблюдением проповедуемых марксистско-ленинских принципов? Об этом, может быть, вам и не придётся задуматься, но удовольствие и доброе настроение от знакомства со «Стрельцовым» на большом экране обещаем. «Стрельцов» (2020): в кинотеатрах с 24 сентября.Тёмные берегаhttps://madtosby.ru/slowpoke/temnye-berega/Wed, 23 Sep 2020 19:58:14 +0300 Предприниматель средних лет Сэм (Джуд Лоу) застревает на болотистой местности. Где-то в необозримой цивилизации он переживает крупную проблему, связанную с наличными деньгами, но оказывается бессильным исправить ситуацию. Неожиданно Сэм становится свидетелем попытки самоубийства девочки-подростка и решает отвести её домой. Оказывается, девочка живет на таинственном полуострове, отделённом от большой земли дамбой. Каждый вечер уровень воды поднимается настолько, что затапливает перешеек, полуостров становится островом, и покинуть его возможно только на следующее утро. Сэм знакомится с местными жителями — ничем не примечательными людьми англо-саксонской культуры, населяющими графства от Эссекса до Сомерсета — любителями пабов. Параллельно на острове проходит ещё и некий фестиваль, куда приезжают любители кельтской культуры. Создателей сериала «Третий день» (2020) можно похвалить за попытку найти свой подход к завязке, которая идет по тривиальной проторенной тропе. Как только герой оказывается в городе, он получает порцию штампов, предваряющих большинство фильмов о сектах: «Зачем ты сюда приехал?» и «Тебе здесь не рады». Сразу можно догадаться, что на острове бродит некий культ, который не терпит незнакомцев. В «Солнцестоянии» (2019) Ари Астер решил этот вопрос с помощью акцента на отношениях героев и крайне дружелюбного контингента шведской деревушки. В «Третьем дне» происходит смещение акцентов на видение и психологическое состояние героя: он погружается в странные пространства, которые напоминают о древности места. Авторы пытаются передать спектр чувств героя, соединить зрителя с оккультной подноготной острова, а для этого активно используются общие планы и съёмки с квадрокоптера, которые поражают своей живописностью. То герой видит бескрайний берег, то зритель видит героя с большой высоты среди зелёных лугов. Природа снова шепчет о ничтожности человека по канонам дедушки Лавкрафта. Интересно, что построение истории — исключительно вокруг персонажа Джуда Лоу. Закрытый саспенс компенсирует клише в начале: мы следуем только за героем. История рассказывается от первого лица, камера идёт за Сэмом и заставляет зрителя исследовать мир вместе с ним. Иногда исследование делает паузу с помощью портрета, давая насладиться самим Джудом Лоу. При этом герой, несмотря на искусственность некоторых диалогов, отлично вписан в своего персонажа, идеально подходит ему по возрасту и характеру — это недоверчивый и осторожный англичанин средних лет, не склонный к роскоши, предпочитающий автомобиль как идеальное транспортное средство и удобную одежду. Джуд Лоу без вопросов стареет красиво — средний возраст ему всё больше и больше к лицу. Иногда персонажу приходится отступать от погружений в древнюю энергию и общаться с людьми, которые проявляются из обстановки, кажущейся пугающей именно своей обычностью. Соединение обычного в условиях, когда всё говорит об обратном, — важный элемент сериала. Странные незнакомцы — донельзя обыватели, пусть среди них и есть те, кто защищает докторские. И, конечно, тут есть по-прежнему харизматичная Эмили Уотсон, похоже, ушедшая в сериалы, так как это её первая роль после нашумевшего «Чернобыля» (2019). Загадка «Третьего дня» — в попытке увести зрителя в дебри неизвестного вместе с героем. Акценты не смещаются с Джуда Лоу, зритель должен резонировать только с ним и только вместе с ним постепенно открывать новых персонажей. Экран пестрит зелёным цветом — важным для кельтской культуры, и эта атмосфера наполняет его и пробуждает любопытство. В остальном же сюжет напоминает классическую историю о таинственных жителях, начатую Лавкрафтом в повести «Тень над Иннсмутом» про человекорыб. Только здесь люди блёклы, что, наверное, ещё страшнее в мире, где так много зелени. «Третий день» (2020): онлайн с 14 сентября.