Фильм «Война токов» (2017), производством которого занималась The Weinstein Company, был отложен на долгие по меркам кинематографа два года. Тогда, в 2017 году, его смогли оценить только зрители Международного кинофестиваля в Торонто, которым он, к слову, совсем не понравился. Тем не менее, фильм был спасён и перемонтирован, к чему приложил руку сам Мартин Скорсезе. Что же имеет предложить нам долгожданная премьера?

Сюжет «Войны токов», по заверению вступительного титра, основан на реальных событиях. Фильм рассказывает непростую историю электрификации Соединённых Штатов Америки. За право освещать Штаты борятся Томас Эдисон (Бенедикт Камбербэтч), приверженец применения постоянного тока, и дуэт Николы Теслы (Николас Холт) и Джорджа Вестингауза (Майкл Шеннон), адептов переменного тока. Развитие сюжета имеет чёткую хронологическую ось — каждая весомая веха или событие отмечаются титром, в котором прописаны год и локация. Так, например, фильм начинается с отметки «1880 год». Параллельно декларируется текст патента Томаса Эдисона на лампу накаливания. Именно этот год и это событие (доведение до совершенства ламп накаливания) и стали отправной точкой для начала соперничества Эдисона и Вестингауза.

Из интересных находок фильма следует отметить метод интерпретации событий — прочтение истории в духе «Шерлока Холмса» (2009) Гая Ричи. Это очень динамичное повествование: только и успевай следить за сюжетными поворотами да скоростью обращения страны в тот или иной ток. На уровне и юмор в фильме, в особенности благодаря колкостям Камбербэтча-Эдисона. Динамика и дерзость картины поддерживаются также и на визуальном уровне: она изобилует интересными изобразительными решениями, освежающими уже, казалось бы, перепаханное поле байопиков (оператор фильма — Чон Джон-хун). В фильме есть и нетривиальные атектоничные композиционные решения кадра, активно используется «голландский угол» (кинематографический приём, при котором герой в кадре показан снизу вверх, а горизонт завален набок) для подчёркивания в сцене повышенного драматизма, напряжения или дискомфорта, можно увидеть применение «рыбьего глаза», резкие перепады расположения фигур по планам (крупные фигуры на первом, фигуры в рост на дальнем).

Хотя в центре внимания — история с электричеством и географией, создатели фильма вскользь упоминают и о других немаловажных изобретениях Эдисона. Лёгкими штрихами в полотно фильма вкраплены кинетоскоп (оптический прибор для индивидуального просмотра движущихся изображений), кинетограф (прибор для записи движущихся изображений, прототип кинокамеры), фонограф (устройство для записи и воспроизведения звука). Не обошлось и без пресловутого скандала с изобретением электрического стула — ему отведена целая сюжетная линия в фильме. Однако, к сожалению, не обошлсь и без минусов. Несмотря на то, что главные герои — персоны довольно известные (даже если вы прогуливали уроки физики, то про Томаса Эдисона и Николу Теслу наверняка хотя бы раз в жизни слышали), очень сильно не хватает именно драматургической экспозиции. Вместо этого первые, наверное, минут двадцать с каждым появлением нового значительного персонажа рядом выскакивает поясняющий титр: мол, кто таков, а также должности/регалии/родственное отношение — ещё один привет фильмам «а-ля Гай Ричи». Ну и, конечно, не может не разочаровывать медленное, но верное скатывание Бенедикта Камбербэтча к титулу «актёр одной роли». Вслед за Стивеном Стрэнджем («Доктор Стрэндж», 2016) его Томас Эдисон встаёт в ряд ролей-вариаций образа Шерлока из одноимённого британского сериала — циничный гений с нотками снобизма, за словом в карман не лезущий.

Тем не менее, «Война токов» прекрасно подойдёт для выходного просмотра в кинотеатре или на диване. Это не летопись противостояния гениев электороэнергетической мысли, так что не стоит искать в ней чего-то слишком серьёзного. Но это хорошо и достаточно динамично сделанная история, которая если и не заинтересует зрителя, чтобы ему захотелось изучить вопрос поподробнее, то по крайней мере не заставит жалеть о потерянном времени.