Как известно, Nintendo продали права на экранизацию и полностью открестились от проекта, в результате чего получился странный, сплетённый из призраков прошлого, но не лишённый обаяния и юмора семейный фильм, где от сериальных и полнометражных историй остались только сами покемоны и возможность поймать их в покеболы.

Сюжет — при всей своей предсказуемости — не заставляет хвататься за голову. Создатели оставляют узкую возможность додумывать теории и строить догадки вокруг неожиданного воскрешения культурного феномена стыка двух тысячелетий, загипнотизировавшего не один миллион рубящихся в сотки подростков. История, заставившая вырезать из бумаги нарисованных Джеодудов, Мистеров Мимов, Рапидашей, Джиглипуффов и Бластойзов, обернулась неожиданно всплывшим островком ностальгии,  который на деле оказывается таковым лишь на четверть. «Покемон. Детектив Пикачу» (2019) Роба Леттермана отличается не только независимым от мультсериала и полнометражной анимационной франшизы сюжетом. В фильме нет ни Брока, ни Эша, ни Мисти, ни команды «Р»; также отсутствуют остальные знакомые персонажи. Главная локация мира — футуристический город Райм, где мультимиллиардер Говард Клиффорд (Билл Найи, патологический злодей из мира энтертеймента) создаёт утопию, в которой покемоны живут и работают рядом с людьми. Сквиртлы, например, тушат пожары, а Пиджеоны приносят сухой паёк строителям.

Исключением из общего правила параллельной вселенной становится  первая сцена фильма, почти полностью повторяющая вступительную сцену из первого полнометражного анимационного фильма про Покемонов «Pokémon: The First Movie: Mewtwo Strikes Back» (1998), в которой Мьюту, сверхсильный покемон, генетически клонированный из ДНК Мью, самого древнего покемона, уничтожает лабораторию, где над ним ставили опыты. В старом фильме Мьюту является главным антагонистом: он узнаёт, что является лишь копией, и поэтому вырывается на свободу, стремясь создать свой собственный мир в отместку людям за своё существование. В «Детективе Пикачу» же Мьюту разбивает свой аквариум, когда телепатически чувствует, как от лаборатории уезжает машина, и устраивает автокатастрофу. Далее мы узнаём, что в машине погибает известный детектив, сын которого Тим Гудман (Джастис Смит), застенчивый начинающий клерк, не имеет ни одного покемона. Его друг Джек (Каран Сони), заядлый любитель покемонов, — аллюзия на Эша Кетчума для бедных, с которым первый имеет общую кепку. Узнав о трагедии, Тим отправляется в Райм в квартиру отца, где встречает загадочного говорящего Пикачу. У Пикачу — амнезия. Он хоть и был в машине в момент катастрофы, но в состоянии смешно шутить и выдвигать версии — например, что отец Тима на самом деле жив. Вместе они решают докопаться до истины. Вскоре к ним присоединяется своя Мисти — начинающая журналистка Люси Стивенс (Кэтрин Ньютон), идеальная девчонка из двухтысячных, у которой, как и у Мисти, есть свой Псидак — утка-переросток, страдающая головными болями при стрессе.

Сравнивая первый анимационный и первый игровой полнометражный фильм о покемонах, начинающиеся практически идентично, нельзя не отметить, что у японцев история выглядит более тревожно: действие происходит на острове, окружённом штормящим морем, на которым проходит турнир между реальными покемонами и клонами, созданными Мьюту.

Несмотря на копирование первой сцены, которую можно списать на ностальгический инструмент, история Мьюту не просто переосмысляется, а разворачивается на сто восемьдесят градусов; но деталей, способных заставить фанатское сердечко трепетать, в фильме немного. Многие элементы сюжета настолько амбивалентны, что начинаешь сомневаться, что такой эффект в подростковом кино достигнут случайно. До конца не ясно, прочувствовали ли одиннадцать сценаристов, среди которых были и работавшие над анимационными фильмами о покемонах японцы, связь прошлого и будущего, ожидания публики и цель запуска такого продукта. Как уже было сказано выше, в фильме нет ни цитат, ни символов — кроме самих покемонов, милость которых приятна, но совершенно нам незнакома.

Сама история строится по классической сценарной системе «милота-юмор-экшен-милота-грусть-экшен-милота-грусть». Правда, с грустняшкой авторы переборщили — многовато для относительно детского фильма упоминаний о смертях родителей. Да и появление в картине Райана Рейнольдса становится недостаточно трогательным, чтобы окупить злоупотребление этой самой грустняшкой.

Тем не менее, покемоны забавны и не могут не вызвать улыбки, а юморок и диалоги претендуют на вполне твёрдую четвёрку. В фильме яркие и воодушевляющие динамичные сцены, сделанные максимально аккуратно и насыщенно. Вероятно, если бы авторы не пытались выжимать драму, а сосредоточились бы на экшене и юморе, а также показали бы больше  покемонов, боёв и милоты, продукт мог бы получиться более оригинальным и поднимающим настроение. Но из-за наивных вкраплений печали действо буксует и барахтается, так как ощутимо чувствуется каток продюсерской лапы с грустным сценарным «Оk!». Впрочем, это с лихвой компенсируется общим воздушным настроением фильма и складной, пусть и немного странной для знатоков первых ста пятидесяти покемонов историей, что довольно редко для стагнирующего и напоминающего русскую рулетку развлекательного сегмента конвейерного Голливуда.

«Детектив Пикачу» делает лёгкий книксен первым поклонникам, многим из которых уже исполнилось тридцать, при этом отрываясь от их чувств и ожиданий. Фильм прощупывает финансовую почву для кинофраншизы, аккуратно подпуская её к новому зрителю, знающему, что были такие зверьки, когда-то популярные, но не вникающему, что, куда и зачем. И зритель, безусловно, находится, ведь Пикачу, говорящий голосом Райана Рейнольдса и шутящий аки Дедпул из воскресной школы, — это дело серьёзное.