ТРИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ФИЛЬМА ОТ MAD TOSBY

«Эта замечательная жизнь» (1946) реж. Фрэнк Капра



Мы не могли не упомянуть этот фильм, потому что как минимум в Соединённых Штатах он по праву считается самым рождественским, вследствие чего его ежегодно транслируют по всем ведущим каналам в канун Рождества. Сюжет этой чёрно-белой картины, впоследствии колоризированной, сосредоточен на Джордже Бэйли (Джеймс Стюарт) — вполне обыкновенном жителе выдуманного города Бедфорд Фоллс. Бэйли — честный, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь любому в самую трудную минуту жизни. Однако судьба непрестанно испытывает нашего героя на прочность, посыпая его голову множеством несчастий. В один момент его отчаяние достигает настолько катастрофических масштабов, что в помощь с небес ему посылают ангела Кларенса (Генри Треверс). Встреча Джорджа и Кларенса сотворит настоящее рождественское чудо в маленьком городке. Фильм призван напомнить нам, что добро всегда возвращается сторицей. 

«Магазинчик за углом» (1940) реж. Эрнст Любич



Сотрудник магазина подарков Matuschek and Company Альфред Кралик (Джеймс Стюарт) находится, прямо скажем, в контрах с новой продавщицей Кларой Новак (Маргарет Саллаван), с которой не может найти общий язык. Единственное, что их объединяет, — так это стремление найти свою любовь по анонимной переписке. Эпистолярные романы обоих доходят до стадии свидания с неизвестным адресатом, которое должно состояться накануне Рождества. Этот фильм — лёгкая и изящная романтическая комедия о непростых взаимоотношениях между людьми. Камерное действие, практически ограниченное стенами магазинчика, подобно микрокосмосу, собравшему человеческое общество в миниатюре. Каждый из главных героев — достаточно яркий образец определённого типажа. Фильм элегантно соединяет правду жизни с самым что ни на есть волшебством. Самое время устроиться в кровати поудобнее, завернуться в плед (с кружечкой чего-нибудь горячего, конечно же) и погрузиться в нестареющую рождественскую сказку. 

«Рождество, опять» (2014) реж. Чарльз Покел



Простой донельзя фильм, но при этом бесконечно поэтичный. Режиссёр Чарльз Покел с минимально возможным количеством художественных средств максимально выразительно рассказал историю Но́эла (Кентакер Одли) — обыкновенного продавца рождественских ёлок. Ноэл занимается столь незамысловатым на первый взгляд ремеслом вот уже последние несколько лет. После расставания с девушкой он замыкается в себе, выполняя рабочие обязанности по инерции. Встреча с незнакомкой в парке заставляет его встряхнуться и посмотреть на жизнь вокруг другими глазами. Камерная обстановка, яркие детали и случайные встречи создают в фильме приятную уютную атмосферу. Фильм понравится тем, кто предпочитает избегать суеты и пафоса, характерных для самого популярного праздника в году.   

ФИЛЬМЫ ПО РЕКОМЕНДАЦИЯМ КРИТИКОВ

«Счастливого Рождества» (2005) реж. Кристиан Карион



Декабрь 1914 года. Несколько месяцев идёт конфликт, позже названный Первой Мировой войной. Вся Европа готовится встретить один из главных христианских праздников в окопах под взрывы бомб. По приказу командования в один из немецких окопов посылаются два певца Берлинской оперы, Николаус Шпринк (Бенно Фюрманн) и Анна Соренсен (Диана Крюгер), дабы развлечь солдат в честь праздника. Естественно, профессиональных исполнителей оперы слышно далеко за пределами одного окопа. Немцы, французы и шотландцы выходят из своих укрытий навстречу друг другу, обмениваются продуктами, присланными с тыла, играют в футбол, наслаждаются песнями и хоронят в братской могиле жертв войны. Но простит ли война такое торжество здравого смысла?

Национальные распри, пропаганда противостояния «врагам» в школах, даже проповедование массовых убийств во славу Христа со стороны церкви, — кажется, человеческой цивилизации вот-вот придёт конец. Но немецкие песни вдруг приглянулись французским солдатам, и шотландская волынка тут органично вписалась. Военное отношение к действительности со всеми предрассудками очень сильно. И солдатам трудно доверять тем, кто в них стрелял ещё вчера, и есть возможность узнать ценную информацию из окопа противника во время перемирия. Зато все условности и навязчивости налицо! Пусть всего на сутки, всего в трёх окопах, но дух Рождества смог доказать лживую сущность главенствующих идей и настроений военного времени. Это не тот фильм, под который можно будет провести Рождество весело. Но ощутить всю силу христианского праздника — это гарантировано! 

Кирилл Власкин

«Мой парень — ангел» (2011) реж. Вера Сторожева



У столичной студентки Саши Николаевой (Анна Старшенбаум) утро накануне Нового года начинается как нельзя «весело»: сплошные досадные известия настигают героиню через средства коммуникационной техники. Вдобавок мелкий рыжий паразит — домашний котяра — выбегает за окно на тоненький козырёк. Опасаясь за жизнь питомца, девушка следом выползает наружу, соскальзывает, естественно, летит вниз и падает на… ангела во плоти по имени Серафим (Артур Смольянинов). Очаровательная рождественская сказка, созвучная современности и вызывающая неизбежный катарсис. Появление материализовавшихся ангельских сил в среде «золотой молодёжи» в знакомой до слёз Москве, обволакиваемой волшебным снежным флёром. Разговор человека с ангелом о любви в форме романтического знакомства, сопровождаемого искушениями, обращаемыми сверхчеловеческой рукой в потешные чудеса. Лучшая романтическая комедия уходящего десятилетия. 

Пётр Глебов

«Рождественская сказка» (2008) реж. Арно Деплешен



«Что случится в Рождество? Разумеется, ничего». 

Эта французская картина, вышедшая в свет на Каннском кинофестивале 2008 года, несмотря на своё название в духе праздника потребует от вас немалых душевных усилий при просмотре. Фильм от разных лиц рассказывает историю большой семьи Вюйар, которая впервые после продолжительной размолвки собирается вместе в течение нескольких вечеров накануне Рождества. Причина общего сбора, заставившая на время забыть взаимные обиды, — болезнь главы семейства Жюнон (Катрин Денёв), успешное лечение которой теоретически возможно при нахождении подходящего донора внутри семьи. Однако не стоит переживать, что весь фильм из вас будут пытаться выжать слёзы жалости к главной героине — нет, можете на это даже не надеяться. Фокус интереса будет сосредоточен на межличностных отношениях внутри неординарного семейства, которые наверняка удивят вас своим цинизмом и очаровательным простодушием. 

Юля Исаева

«Рождество Чарли Брауна» (1965) реж. Билл Мелендес



Рождество. Все вокруг веселятся, где-то за кадром радостные peanuts получают подарки и покупают открытки, а Чарли Браун (озв. Питер Роббинс) — нет. Полным метафизической грусти голосом он сообщает своему другу Лайнусу (озв. Крис Ши), что с ним, вероятно, что-то не так, ведь все радуются празднику, а он совсем не чувствует себя в это оживлённое время счастливым. С этого момента и начинается путешествие Чарли Брауна по закоулкам сознания окружающих его людей (и собак), воспевающих коммерциализированное Рождество, с подсознательной целью выяснить, что же на самом деле представляет из себя этот популярный праздник.

Телевизионный короткометражный мультфильм аж 1965 года, который спродюсировали Ли Мендельсон и Билл Мелендес, смотрится по-прежнему круто и современно. Основанный на легендарной серии комиксов Peanuts, которую создал Чарльз Шульц, это был первый мультфильм, выросший из неудавшегося документального проекта Мендельсона и Шульца и положивший начало череде адаптаций. Из интересных фактов: спецвыпуск заказала и одобрила The Coca-Cola Company, времени на проработку и создание материала практически не было, роли озвучили, что по тем временам откровенное сумасшествие, дети, а в рождественском кадре никто не смеялся, цитировалось Евангелие от Луки и зачем-то играл джаз. Так что ничего хорошего от мультфильма никто и не ждал. Но как это обычно это и бывает в таких ситуациях, чудо произошло (рождественское!), и теперь мультфильм твёрдо держится в американской эфирной сетке в праздничный сезон. Даже если вы никогда не читали Peanuts, всё равно уделите время этому прекрасному в своём лёгком безумии кинематографическому осколку разума, затерявшемуся среди разбитых стёкол эпохи потребления. 

Кристина Логинова

«Рождественская история» (1983) реж. Боб Кларк



Пожалуй, каждому взрослому знакомо трепетное чувство из детства, связанное с ожиданием вожделенных сюрпризов под ёлочку. Герой «Рождественской истории» девятилетний Ральфи (Питер Биллингсли) бредит заветной пневматической винтовкой Красного Наездника, ради которой он готов применить все изощрённые приёмы детской хитрости. Ральфи придётся пережить череду робких воодушевляющих надежд и горьких разочарований, не раз провиниться перед родителями и даже героически подраться, прежде чем наступит Рождество и он узнает, суждено ли сбыться его мечте. 

Предупреждаем, эта добрая комедия неконтролируемо вызывает эмпатию и задевает сокровенные струны души. Режиссёр на чуть карикатурных и эксцентричных нотах обыгрывает реалии Америки 40-х, где люди ещё с упоением читают газеты и годами мечтают выиграть в викторине от любимого издания, пусть даже призом станет лампа в виде пластиковой ноги. Картина Боба Кларка дарит зрителям возможность вновь увидеть мир глазами ребёнка — так же наивно и непосредственно. В то же время обилие визуального юмора напоминает, что эта история — взгляд ностальгирующего и немного циничного взрослого на яркие моменты своего детства. 

Мария Лоханова 

«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961) реж. Александр Роу



Ночь перед Рождеством в селе Диканька. Ради любви строптивой Оксаны (Людмила Мызникова) кузнец Вакула (Юрий Тавров) готов на всё — даже достать за одну ночь черевички, «что сама царица носит», не боясь ни Бога, ни чёрта. Волшебная экранизация повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» от одного из главных сказочников Советского Союза — Александра Роу. Для тех, кто смотрел, — будет приятно поностальгировать; для тех, кто смотрит в первый раз, — приятно познакомиться с настоящим советским кинематографом. Фильм густо населён персонажами в исполнении мастеров отечественного кино — Георгий Милляр (чёрт), Людмила Хитяева (Солоха), Сергей Мартинсон (дьяк Осип Никифорович), Александр Хвыля (казак Чуб). Пусть их персонажи появляются в кадре и на очень короткое время, но они так бьют своей колоритностью, что запоминаются надолго (может, даже больше главных героев, что не в обиду молодым артистам). И, конечно же, то, чего не отнять у наших советских сказок — мастерские спецэффекты. Самых разных их видов в фильме предостаточно — не только Industrial Light & Magic едины. 

Ксения Масленникова 

«Подручный Хадсакера» (1994) реж. Джоэл Коэн



1958 год. Чудаковатый от природы клерк Норвилл Барнс (Тим Роббинс) устраивается экспедитором на работу в самую процветающую компанию Нью-Йорка Hudsucker Industries. Но в топ-менеджменте зреет коварный план — после самоубийства хозяина компании Уоринга Хадсакера (Чарльз Дёрнинг) акционеры во главе с Сидни Массбергером (Пол Ньюман) задумывают обанкротить компанию из-за корыстных побуждений. Придурковатый и бестолковый Норвилл Барнс — идеальный вариант для того, чтобы стать формальным главой компании ради чёрного пиара и занижения репутации. Но Новый год не может обойтись без чуда — чистое наивное сознание способно создать гениальную простоту, отлитую в вечности и преодолевающую всю философию мира и безнадёжные труды пытливых умов.

После триумфального «Бартона Финка» (1991), увезшего из Канн три награды, включая «Золотую пальмовую ветвь» и приз за лучшую режиссуру, следующий фильм котируемых братьев был встречен прохладно. Возможно, дело было в завышенных ожиданиях, но «Подручный Хадсакера» скорее доказательство мастерства, чем его опровержение. Всё с теми же выверенной режиссурой, гротескными перевоплощениями актёров, высмеиванием штампов и американской ментальности Коэны способны создать как острое драматическое высказывание, так и ни к чему не обязывающее лёгкое наслаждение. И тут на месте все ингредиенты, только блюдо получилось таким же лёгким, как и существование в новогодние праздники с хроническим перееданием, смех лучших друзей над пошлыми шутками, чих циника от звуков романтических причмокиваний парочек в метро и настроение на второй день пьянки, начавшейся с похмелья. Конечно, Коэны об этом говорят не искренне — они откровенно стебутся и чураются этого настроения как болезни, впрочем, оставляя место любви и новогоднему чуду из-за попавшей в часовой механизм вставной челюсти. Стоила эта безделушка 40 млн долларов и провалилась в прокате, но не пошла ко дну — время будто остановилось и подтянуло её к современности, сделав просмотр не лишенным смысла и удовольствия. 

Антон Чеклуев

Материал на «Вандерласте» можно посмотреть здесь

Изображения: скриншоты указанных фильмов