18 сентября в Москве стартует 11-й фестиваль датского кино Danish Wave. Показы в рамках смотра возьмёт на себя кинотеатр «Иллюзион». В Москву приедет и именитый гость — двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» Билле Аугуст, который собственной персоной представит два фильма — новую картину «Счастливчик Пер» (2018) и свой классический шедевр «Пелле-завоеватель» (1987), — а также поучаствует в паблик-токе в Московской школе кино «История и литература в датском кино за пределами «Догмы 95».

Поклонники скандинавского кино — одни из самых преданных в мире, и для них анонс и так известного в узких кругах события не требуется. Чем же заинтересует фестиваль стороннего зрителя? Крохотная по мировым меркам Дания, чьё население составляет чуть меньше половины населения Москвы, помимо государственной аппарата, славящегося сильной социальной поддержкой и прогрессивной системой налогов, известна самобытным и стабильным кинематографом, который, несмотря на ограниченные бюджеты, протолкнулся в мировой авангард ещё в 20-х годах прошлого века. 

Основанная в 1906 году в Копенгагене студия Nordisk Film — старейшая из ныне существующих, и она уже сто с лишним лет стабильно выпускает новые картины, превратившись в кинематографический хаб скандинавских коллабораций. Скандинавы не любят тянуть одеяло на себя — подшучивающие друг над другом датчане и шведы предпочитают кропотливое сотрудничество ради создания качественного продукта. Отсюда удивительный факт: в Дании практически не выпускают плохих картин, ведь датчане совсем не умеют халтурить (ну, может быть, только манипулировать).

Незначительные, на первый взгляд,  картины с малоизвестными именами в титрах нацелены твёрдо и честно доводить истории до конца, складывать пазл и ни в коем случае не оставлять зрителя разочарованным (только если озадаченным). Перманентный поиск новых форм, например, в таких картинах как «Зимние братья» (2017) Хлинюра Паульмасона и «Выходной» (2018) Изабеллы Эклёф, делают несостоятельными обвинения в самоповторах, в которых иногда любят упрекать скандинавов.

Что же в целом стоит искать в датском кино? В первую очередь, это уроки независимости, полезные каждому. Верховенство и сложность природы человека, фактурности — с годами датчане научились великолепно передавать экзистенциальный кризис и эмоциональную неустойчивость. Умозрительное погружение в сознание персонажей, их экономическая и душевная прогрессия через некомфортную форму часто неудобны для зрителя, но именно этот экспириенс способен развивать самодостаточность и трезвый взгляд на жизнь. Отдельный человек, его проблема в рамках суровой реальности общества, человеческие отношения — к этому датчане тяготеют больше всего, что и делает датское кино поистине прикладным искусством.

Такой подход к кинематографу воспитал целые поколения талантливых датских актёров, многие из которых —нарасхват в мировой киноиндустрии: из самых известных примеров — Николай Костер-Вальдау и Йохан Филип Асбек, сыгравшие в сериале «Игра Престолов» (2011 — 2019) Джейми Ланнистера и Эурона Грейджоя, соответственно. Ну а приезд Билле Аугуста в Москву — вишенка на торте. Пропустить встречу с мастером, если хотите знать о датском кинематографе больше, никак нельзя — это мы вам заявляем абсолютно точно.

Фильмы, показ которых состоится в рамках Danish Wave в Москве:

1. «Счастливчик Пер» (2018) реж. Билле Аугуст



Экранизация 8-томного классического романа датского писателя Хенрика Понтоппидана (1857-1943), обладателя Нобелевской премии по литературе, описывающего классовые проблемы датского общества на рубеже XIX и XX веков. Аугуст прекрасно работает с объемными социальными сюжетами. За 4-х часовой фильм «Благие намерения» (1992) по сценарию Ингмара Бергмана режиссёр был удостоен второй «Золотой пальмовой ветви».

2. «Пелле-Завоеватель» (1987) реж. Билле Аугуст



Фильм, вернувший датское кино на пьедестал спустя двадцать лет после смерти Карла Теодора Дрейера. Экранизация романа Мартина Андерсена-Нексё о жизни шведских мигрантов в Дании XIX века. Живописное и тяжелое повествование о выживании, силе воли и труде как благородном выходе для любого человека. Лауреат премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и обладатель «Золотой пальмовой ветви».

3. «Мистериум. Журнал 64» (2018) реж. Кристоффер Боэ



Продолжение кинематографической франшизы о двух детективах, основанной на романах Юсси Адлера-Ольсена. Не отступая от традиции скандинавского детективного жанра, криминальная история тянется через социальную проблематику. Режиссёр Кристоффер Боэ, известный по фильму «Реконструкция» (2003), знаменит использованием мрачной клаустрофобной эстетики. Часть съёмок велась в павильонах студии Ларса фон Триера Zentropa Entertaiments, где были сконструированы целые квартиры.

4. «Пока не наступили холода» (2018) реж. Михаэль Ноер



Новая работа режиссёра «Мотылька» (2017) Михаеля Ноера о сложном моральном выборе родителя между благополучием и честью своего ребенка. Действие вновь происходит в трудном для страны XIX веке.

5. «По доброй воле» (2019) реж. Фредерикке Аспек 



В Дании как в стране гендерного равенства возможны очень интересные вещи. Например, комедия женщины-режиссёра про мужскую колонию. Стоит помнить, что и в комедиях датчане оставляют место психологизму и трогательной жизненной печали, а иногда даже жестокости.

6. «Сыны Дании» (2019) реж. Улаа Салим



Антиутопия, уже представлявшаяся в Москве в рамках ММКФ, и рефлексия на тему укрепления ультраправых партий в Европе. Своевременное и смелое высказывания о механизме страха.

Би­леты на ки­нофес­ти­валь мож­но при­об­рести на офи­ци­аль­ном сай­те CoolConnections.

Изоб­ра­жения: CoolConnections