Отношения молодых людей Лены (Евгения Громова) и Серёжи (Александр Паль) переживают испытание рутиной. Они представители двух разных профессий: Лена — акушер-гинеколог в частной клинике, Сережа — актёр небольшого театра. Их отличают график работы и гуманитарная культура — частый конфликт в современных парах, когда молодые люди ищут незнакомое в представителях иного уклада, но забывают, что отличия не всегда бывают удобными. Лена чувствует, что Серёжа отдаляется от неё, и подозревает его в связи с актрисой. Она не справляется с эмоциями и срывается на измену с незнакомыми людьми.

Колоритная, уютная и небольшая «Верность» (2019) Нигины Сайфуллаевой произвела если и не полноценную революцию, то точно небольшой толчок в кино об отношениях. Как и в каноническом сериале «Краткий курс счастливой жизни» (2011), важной проблемой любви являются неспособность партнёров честно говорить друг с другом и жадность, требующая телепатического понимания. Именно честный разговор — решение многих споров, и препятствия к нему порождают веру в то, что каждый человек есть непоколебимая величина в глазах другого под эгидой любви. Восемь лет назад в сериале Валерии Гай Германики уже подкидывали дров в костёр собственной неуверенности, кричали и топали ногами, при этом не желая меняться и брать на себя ответственность. В «Верности» исследование природы отношений переживает период кропотливой репродукции жизненной неловкости. Режиссёр иногда чересчур старательно приближает действие к реальному восприятию, пытаясь при этом удержать кинематографический, сказочный срез с помощью непривычных для российского урбана ярких тёплых цветов и пейзажей, напоминающих средиземноморское побережье.

Выбор Калининграда в качестве основного места действия расширяет кинематографическую географию и позволяет не отвлекаться на бытовые вещи, кристаллизируя образы героев, что также не является привычным шагом для стандартного исследования отношений. Жизнь на краю России, но близко к Европе даёт пространство для эмоционального отрыва людей друг от друга. Они более интеллигентные, вежливые и с уважением относятся к партнёру. Но недосказанность и чрезмерная рефлексия уводят обоих на тёмную сторону, и в этой ситуации чувствуется понимание тенденции в отношениях последних лет, когда с ростом уровня жизни отношения становятся более светскими, но менее откровенными. Как сказано выше, особую роль в фильме играют разница в гуманитарной культуре и удовлетворенность собственным положением, пусть и скрытая режиссёром.

Выбор Александра Паля — точное попадание в задумку режиссёра создать близкое к реальности кино. Нигина исследовала преимущества фактуры актёра для «подглядывающей» съёмки, как когда-то в «Горько» (2013) Жора Крыжовников открыл Паля для стиля хоум-видео. Александру удалось совместить в своём герое вызывающую скромность, граничащую с самовлюбленностью и обидчивостью, активность в социализации с другими людьми, но сложность в молчаливом уединении с любимым человеком. Таким образом, его талант не в выразительной артистичности, а в точечных настройках разговора с тем зрителем, которого отражает его персонаж. Героиня Евгении Громовой — мистическая и холодная валькирия с грубоватыми, но сексуальными чертами лица. Её карьера гораздо более стабильная и прибыльная, чем у партнёра, в её обязанности входит налаживание контакта с пациентами, профессионализм и отстранённость. Она не понимает градуса общения Серёжи со своими друзьями. Серёжа, который ей кажется холодным, сталкивается с трудностью в подходе к человеку более серьёзного и стабильного характера, чем он.

Нигина Сайфуллаева смогла уместить проблему отношений в очень маленький хронометраж, не вдаваясь в длительную предысторию зарождения конфликта и используя точные диалоги, сразу вводящие в курс дела на умозрительном уровне. В фильме есть четыре ступени раскрытия истории. Первая — окружающая среда: большие творческие квартиры, максимально светлая и ненавязчивая цветокоррекция с морем на фоне, которая избавляет от возможных стереотипов. Вторая — два профессиональных мира, в которых обитают персонажи; эти миры дают шанс бесконечно решать уравнения и рефлексировать насчёт переменных сторонних пар. Третья ступень — это диалоги, подобранные максимально трансцендентально для публики, и, наконец, четвертая — откровенные сцены, будто говорящие, что больше не будет как раньше: люди меняются, кино российское меняется тоже, а актёры становятся с каждым годом смелее. «Верность» — ламповое самовыражение, чья конкуренция с «Быком» (2019) не получилась, возможно, из-за того, что для большого приза фильм оказался недостаточно кинематографическим и моралистским. Да и длинные планы «Быка» сняты очень впечатляюще — в отличие от ненавязчивого «вуайеризма» Нигины Сайфуллаевой. Но в небольшом хронометраже «Верности» много понимания сегодняшнего дня, а учиться в настоящем гораздо труднее. 

Изображения: WDSSPR