Фильм Ольги Львовой «Людно внутри» (2019) повествует о людях с диссоциативным расстройством идентичности. Несколько героинь общаются с психиатром, рассказывают о себе; личность, которая активна сейчас, делится информацией о других личностях. Знаете полушутку-полуправду о том, что врачи-психиатры и сами в какой-то степени не в себе? Скоро и довольно неожиданно выясняется, что у психиатра Карен Маршалл такой же диагноз, как и у её пациенток. 

Если вы тоже читали ту самую книгу («Множественные умы Билли Миллигана», автор Дэниел Киз) и хотели бы узнать что-то большее, какие-то научные факты об этом заболевании, то «Людно внутри» вам не поможет. Этот фильм ничего нового о расщеплении личности не рассказывает. Более того, в книге дано намного более подробное, интересное и увлекательное описание, чем в том же фильме. Премьера картины состоялась на 41 ММКФ — фильм был представлен в конкурсной документальной программе, — и автор рассказала, что именно после прочтения книги заинтересовалась этим феноменом и решила узнать, правда ли существуют такие люди. Ну что же, фильм действительно показывает, что эти люди существуют, а на его премьеру приехала даже сама Карен.

Фильм составлен из эпизодов, в которых герои рисуют, поют и дают интервью, рассказывая о своих проблемах, связанных с болезнью, своих мечтах, других личностях и предположениях о том, когда и как появились эти другие личности. Также мы видим интервью близких пациентам людей. И хотя в описании это звучит объёмно, на деле фильм очень неинформативен. Все герои одинаково описывают свою болезнь, даже закрадывается мысль: почему у всех одинаковый набор личностей, и почему они все примерно одинаково визуализируют место пребывания и взаимодействия этих личностей?!

К моему глубокому сожалению, фильм «Людно внутри» проигрывает литературному аналогу (а книга тоже была основана на реальной истории) не только по содержанию фактов, но и по чувственному опыту. Вот американский план, герой рассказывает нам о себе; вот крупный план лица и трагичный момент; вот ещё более крупный план — глаза; перебивка на рассказ стороннего человека о герое, а другой герой рисует и говорит что-то аналогичное; смена эпизода — психиатр Карен, раскрывающая правду о своих личностях; наконец, всё заново, поскольку Карен — такой же герой фильма, как и остальные. Такова грамматика фильма. И вроде бы всё правильно, такая образцовая американская кинодокументалистика. Но что-то не срабатывает, не происходит обнажения реальности героя. Фильм больше похож на документальную фиксацию, не производящую художественного эффекта, но при этом в силу авторской выборки отрывочной информации он не дотягивает до значимости хроники. 

Картину позиционируют как рассуждение о процессе построения собственного «Я». Но нет, никакой рефлексии на заданную тему после (или во время) просмотра не возникает. Повторюсь, что никакой клинической информации фильм зрителю не даёт, а связь между психическим заболеванием и так называемыми «социальными масками» есть только философская. О чём заставляет задуматься фильм, так это о том, насколько ужасны бывают люди, сколько страшных преступлений совершает человек. Но мир настолько полон подобной информации, что вряд ли ради этого стоило снимать фильм о диссоциативном расстройстве идентичности. Ольга Львова и психиатр Карен говорят, что фильм помог их героиням (в фильме семь героинь) понять, что они — нормальные люди, не чудовища, и это было ещё одним шагом к их выздоровлению. После этих слов все негативные отзывы об этом фильме теряют всякий смысл, потому что кино, которое помогает людям, уже полностью себя оправдало. Но если вам эта помощь не нужна, то риск испытать от фильма разочарование есть, и он связан с тремя сравнениями.

Фильм проигрывает книге по способности заинтересовать, втянуть в происходящее. Проигрывает игровому фильму «Сплит» (2017), снятому по мотивам истории Билли Миллигана, в способности эмоционально поглотить зрителя. И проигрывает реальности по возможности познания, оживления своих героев. «Людно внутри» — это кино, замкнутое в своих крупных планах, лишённое реальной жизни этих людей, проигрывающее из-за неподходящей для такого материала формы изложения, хотя режиссёр потратила на его создание два года и сама глубоко погрузилась в тему этого редкого и ужасного заболевания. Дорогой читатель, MAD TOSBY напоминает, что ты сам решаешь, что читать или смотреть. А мы лишь с радостью сопровождаем тебя по твоему киномаршруту.