[спойлер алёрт!]

Для поколения нынешних тридцатилетних первый полностью компьютерный полнометражный мультфильм «История игрушек» (1995) про борющегося с обидой и завистью ковбоя Вуди, столкнувшегося со спэйс-рейнджером Баззом, новой любимой игрушкой хозяина Энди, – ностальгический билет в счастливое детство. «История игрушек» всегда занимала отдельное место в сердце маленького человечка, который искренне верил, что игрушки на самом деле оживают, стоит лишь ступить за порог комнаты. Однако игрушечная история проходила тот же путь, что и сами игрушки, – она забывалась по мере взросления, постепенно теряя свою значимость для тех, кого воспитывала, и если «История игрушек 2» (1999) ещё успела застать тех, кто вырос на фундаменте первой части, то «История игрушек 3» (2010) была создана уже для фактически нового поколения. Третья история игрушек — в русском прокате с добавлением «Большой побег» — закончилась на правильной и спокойной ноте, не оставившей, казалось, ни единой возможности для продолжения франшизы. Это была идеальная в своей светлой грусти закольцовка: подросток Энди, отправляющийся в колледж, и примирившийся с течением жизни Вуди, отпускающий своего хозяина; малышка Бонни, нашедшая нового друга, и воссоединение игрушечных друзей в новом доме; взрослеющие дети и переживающие это взросление игрушки. Это была долгая и красиво рассказанная история о дружбе, о цикличности жизни, об умении отпускать; история о том, что жизнь, несмотря ни на что, продолжается. И вот спустя девять лет после премьеры последней части и целых двадцать четыре года (!) – после премьеры первой мы становимся свидетелями нового рассказа, который, казалось бы, уже не столько про нас, сколько про детей, которые могли бы быть нашими. Но так ли всё просто, как кажется на первый взгляд?

«История игрушек 4» (2019), срежиссированная Джошем Кули (сценаристом «Головоломки» (2015) и режиссёром короткометражек «Джордж и ЭлДжей» (2009) и «Первое свидание Райли» (2015)), начинается с зарисовки девятилетней давности. Игрушки прощаются с Бо Пип (озв. Энни Поттс), достаточно неожиданно пропавшей ещё в прошлой части франшизы. Сцена последнего разговора Вуди (озв. Том Хэнкс) и Бо разрывает душу в клочья – могли ли мы подумать, что легкомысленно заигрывающие друг с другом ковбой и пастушка на самом деле так близки? У Вуди и команды начинается новая жизнь вместе с Бонни (озв. Мадлен МакГроу). Очень быстро, тем не менее, выясняется, что Вуди, так трепетно отданный девочке, давно не является у Бонни любимцем. Ковбой, как и в прошлых частях, не хочет мириться с меняющимся положением дел и волнуется за Бонни, выпускающуюся из детского сада во взрослую школьную жизнь. «Когда ребёнок с игрушкой в школе, игрушка его поддерживает», – обрамляет Вуди своё беспокойство в слова и без разрешения устремляется в школу, спрятавшись в рюкзаке. Переживая за девочку, он становится свидетелем создания нового её друга — Вилкинса (Forky, озв. Тони Хейл), который и оказывается для Бонни той самой поддержкой в неизбежно расширяющемся детском мире. Практически сразу же после этого, разумеется, всё катится в тартарары, и Вилкинс, без конца пытающийся сбежать от навязанной ему личности (привет Баззу из первой части, который категорически не желал верить в то, что он игрушка), сбегает, впутывая Вуди в приключения, которые изменят его – да и нашу с вами – жизнь. Представленная зарисовка не станет, однако, новаторским словом в анимационной истории: вся неожиданная прелесть – в сумме нескольких по-своему очевидных, но очень важных для детальной проработки составляющих.

В мультфильме – великолепная анимационная работа. Видеть то, что творится на экране – это наслаждение, которое невозможно описать словами. Если кто-то продолжает утверждать, что компьютерная графика никогда не сравнится с прорисованным вручную мультфильмом, то чёрт возьми, просто отправьте его на этот просмотр. Возможно, она так никогда и не сравнится, но зачем что-либо сравнивать, когда есть шанс увидеть все современные достижения анимационного искусства единомоментно?

В мультфильме – мощный и продуманный сюжет. Игрушки, которые достаются новому хозяину по наследству, вновь переживают то, что уже переживали с хозяином предыдущим. Новый хозяин растёт, его интересы меняются и подвергаются изменениям, но игрушки никогда не забывают того, кого они безвозмездно любят, – даже тогда, когда в них самих уже нет никакой нужды. Первая картина обладала детским наполнением, где Вуди был таким же ребёнком, как и Энди, вторая мягко принуждала находить своё предназначение вместе со взрослеющим ковбоем, принимающим важные жизненные решения, третья показывала окончательное взросление Вуди и его примирение с реальностью; нынешняя же картина очень плавно обходит все моменты, связанные с повторением уже сказанного ранее, заостряя внимание зрителя на несколько новом ракурсе.

В мультфильме – неисчисляемое количество милых сцен. Щемящие сердце мордашки заслуживают отдельного упоминания: чего стоят те же кадры со спасением машинки или прощанием Вуди с Бо, а также момент, когда доверчивая и милая большеглазая Бонни сталкивается в свой первый день в школе с мальчишкой-хулиганом, едва ли не заливаясь слезами отчаяния. Даже новый опасный враг, её верные телохранители (прямым рейсом из фильма ужасов) и зловещая кошка, с которой столкнутся на пути спасения Вилкинса герои, начнут в какой-то момент вызывать чувство экзальтированно-жуткого умиления. 

В мультфильме – отличное, прямо-таки бесподобное чувство юмора. Сцены с Вилкинсом, без конца устремляющимся во все мусорные урны округи с криком «Мусор!» достойны – никаких шуток – отдельно придуманной номинации на Оскар. Представьте себе прекрасную пиксаровскую короткометражку «О птичках» (2000), помноженную на десять настолько же отличных историй, и получите то примерное состояние восторженного веселья, которое овладевает скептически настроенным разумом во время просмотра.

Наконец, в мультфильме – та мораль, которой в истории франшизы доныне не было. Нужно ли продолжение там, где была поставлена точка? Имманентно формулируется наконец мысль, к которой мультфильм, ни разу не оступившись, шёл почти тридцатилетие: игрушки – это аллюзия не столько на детей и домашних животных, сколько на родителей. «Энди – мой первый ребёнок», – говорит Вуди, но мы и так уже догадываемся о том, что в этот раз за историей взросления малышей стоит нечто большее, чем просто умение отпускать неизбежность. Вуди больше не может проживать процесс взросления того, кого он любит, он устал жить прошлым и хочет закрепиться в счастливом моменте; из этой ситуации ни для кого из нас не будет выхода. Но выход является, и решением становится яркий луч света в виде Бо, которую мы раньше не знали – именно Бо показывает Вуди иной мир, в котором существует жизнь не для повзрослевшего ребёнка, но для себя. Для тех, кто следит за диснеевским творчеством, не станет удивлением тот факт, что рупором новой мысли становится Бо Пип – скромная, смешливая и практически невидимая в прошлых частях пастушка, которая за все предыдущие части сказала не больше двадцати условных предложений. Именно Бо в процессе всех перипетий показывает Вуди, что жизнь не заканчивается. «Мы с тобой – мусор», – озарённо выдаёт Вуди Вилкинс, и в этой гиперболизированной мысли заключены все родительские страдания маленьких существ, лишь притворяющихся сильными. По ходу развития новой истории мы видим взросление и моральный рост каждого из персонажей – самого Вилкинса, который проходит стремительный путь от «отхода», просящегося на ручки, до личности, осознающей свою «игрушечную» сущность, Базза (озв. Тим Аллен), который пытается слушать свою совесть через кнопки на костюме, но главное решение принимает всё же самостоятельно, Габби Габби (озв. Кристина Хендрикс), которая демонизируется лишь с целью донести мысль о том, что нелюбимое существо – несчастливое существо. Мы видим раненого отказом своего хозяина каскадёра Дюка Кабума (озв. Киану Ривз), который больше не верит в себя и свои силы. Мы сопереживаем Зае и Уте (Bunny и Ducky, озв. Джордан Пил и Кигэн-Майкл Ки), бесспорно весёлым негодяям, живущим в незнании любви и ласки. История «потеряшек», которыми становятся игрушки без хозяина, приобретает, в конце концов, новый смысл, взращённый посевами трёх предыдущих частей, и Вуди и Бо, оставившие своё предназначение позади, на деле же обретают его.

Удивительно захватывающее зрелище – видеть, как франшиза, которая становилась на твоих глазах, продолжает вырастать в нечто поистине прекрасное. «История игрушек», которая развивалась параллельно с взрослением зрителя, закольцовывается в итоге в историю о принятии и умении отпускать своих детей, которые стремительно становятся взрослыми. Жизнь не заканчивается, утверждает закадровое естество картины. Жизнь – только начинается, и бесконечность, которая, как мы помним, не предел, – самое верное тому подтверждение.

Эта рецензия — часть рубрики «Кинобаттл». Вторую рецензию на фильм «История игрушек 4» смотрите здесь.


Троллим кинокомпании тонко совместно с
Кинотеатр Поклонка