История начинается с ареста: после массового шутинга в школе выживает 18-летняя Майя Норберг (Ханна Арден), которая тут же объявляется главной подозреваемой и заключается под стражу до судебного заседания. По версии следствия, Майя была в сговоре со своим бойфрендом Себастианом Фогерманом (Феликс Сандман) — главным зачинщиком «колумбайна», погибшим на месте преступления. Адвокат Майи Педер Сандер (Давид Денсик) настаивает, что девушка была не в курсе планов Себастиана и убила его в целях самозащиты.

Эмоционально уничтоженной стрессом Майе предстоит погрузиться в болезненное прошлое, в начало отношений с Себастианом, который страдал психическими расстройствами, лучшей подругой Амандой (Элла Раппич) и завсегдатаем френдзоны мигрантом Самиром (Уильям Шпец). Сложный клубок подростковых чувств взламывает матрицу, на которую завязаны жертвы преступления.

Фото ©️ IMDb

До последнего не зная, что именно произошло в закрытом кабинете, а также конкретных убитых, зритель наблюдает за раскрытием характера главной героини и появлением новых обстоятельств, постепенно приводивших к трагедии. Следуя принципам мультижанровости, все эпизоды истории показывают эмоциональные качели, заставляющие погружаться в характеры главных героев, каждый из которых представляет самодостаточную единицу, что даёт на время забывать о главной парадигме сюжета. При этом все персонажи оставляют неоднозначное впечатление. Ни на чьей стороне нет сочувствия или нелюбви — они люди, и на этом можно заканчивать. На первый взгляд избалованный мажор из богатой семьи Себастиан — глубоко травмированный ребенок. Милый и спокойный Самир, который влюблен в Майю, как и Себастиан, применяет к ней откровенный газлайтинг, манипулируя в том числе чувством жалости к мигрантам. Сама же Майя — образец подростковой турбулентности. Увлекающийся наркотиками Себастиан не вызывает сочувствия, однако якобы влюблённая в него Майя не делает никаких самостоятельных попыток помочь своему бойфренду, при любой сложности дистанцируясь.

Половина сериала, действие которого происходит в прошлом, исследует тонкий и сложный слом нового мира, бытующий в отношениях новых поколений. Консервативная модель, не исключающая абьюзивных отношений, изживает себя, однако остается моральный вопрос о помощи ближнему, попытке разобраться в чужих проблемах. Личные границы и самопрезентация в школе сражаются с непрошеным милосердием. Пусть и оттягивают внимание живописные пейзажи Швеции и домашних интерьеров — эта тема противоречиво саднит и беспокоит авторов.

Хрупкому миру подростков противопоставляется завораживающий механизм шведской судебной системы. Вежливость и учтивость адвоката Педера, мягкий психологический подход к обвиняемой, внимание к деталям и максимальная концентрация на персоналии, а не материальном преступлении. Финальное судебное заседание — точка соприкосновения всех предыдущих событий — снято кропотливо и детально, документально раскрывая гуманистический подход к правосудию.

Фото ©️ IMDb

При этом, поднимая множество вопросов, сценарий оставляет белые пятна, заставляя додумывать мотивацию персонажей в тех или иных ситуациях, и естественно — ни на один из вопросов не отвечает. Ткань из настоящего и прошлого гармонична и объёмна, но даёт возможность размышлять об этических вопросах преступления и наказания, сравнивая разные социумы. Финал картины способен вызвать бурную полемику.

С художественной точки зрения сериал не привнёс ничего нового — это крепко сбитый качественный скандинавский коктейль: всё те же «триеровские» наезды ручной камерой, внимание к деталям, глубокие характеры и многослойный сюжет о сложности человеческого. Но стоит заметить парадокс: не часто радующий качественными американскими продуктами Netflix всерьёз озаботился охотой на талантливое и любопытное иностранное производство. «Зыбучие пески» (2019) заслуженно уходят на одну полку с достойными: израильской «Фаудой» (2015 — н.в.) и российской «Эпидемией» (2019). А в 2021 году скандинавских сериалов на платформе будет ещё больше.


16+ «Зыбучие пески» (2019): доступен на Netflix.